На стыке веков

Рейтинг:

   
   
 
У казахского народа, как и у любого другого, когда либо существовавшего во времени, есть своя история, наполненная событиями – героическими или трагическими,  но так или иначе, оказавшими свое влияние на всю его дальнейшую судьбу.

Минувшее столетие советского тоталитаризма, ставшее для нас тяжелым испытанием и сокрывшее в своих архивах подлинную историю казахского народа, оставило в наших сердцах и умах столь глубокую рану, что мы до сих пор не можем восстановить в полной мере свою религию, культуру, язык.

Тем не менее, обретение независимости открыло двери для восстановления справедливой информации об исторических данных, которые позволят нам переосмыслить прошлое, и вернуться к тем духовным истокам и ценностям, которые когда-то, ценой собственных жизней отстаивали  наши предки.

Одним из источников такой информации, стала выставка в Центральном государственном музее Алматы под названием “Ценности исламской культуры”, на которой были представлены неопровержимые доказательства тесной и глубокой связи казахского народа с Исламом.

Не имея права обойти подобное мероприятие стороной, мы с большим интересом и с не меньшим удовольствием, погрузились в атмосферу ненадолго ожившего в старинных книгах и черно-белых фотографиях, прошлого.

Словно оказавшись на стыке веков: между столетиями, уходящими корнями в чагатайскую эпоху и 21-м веком, под увлекательные рассказы и комментарии организаторов выставки, перед нашими глазами всплывали образы батыров, мчащихся под знаменами в гущи жестоких битв; седобородых старцев, с тоской взирающих на прожитые года и подрастающих внуков, шумно играющих возле юрт; погонщиков верблюдов, вальяжно передвигающихся по кажущейся бесконечной степи.

Постепенно и непроизвольно мы начинали чувствовать себя частью чего-то великого, когда-то утраченного, а то и вовсе забытого, но теперь вновь обретенного и переосмысленного нами. Знакомство с этими историческими фрагментами позволит каждому разумному человеку лучше узнать свой народ - его историю, культуру, веру.
1. Название выставки «Культурные ценности Ислама»
2. Выставка организована в рамках культурного мероприятия «Алматы – столица исламской культуры 2015 года».
3. «Аллах – Истина, Его Слово – истина, а истина - никогда не будет ложью». Абай Кунанбаев.
4. Если присмотреться, можно разглядеть: «Наши предки – тюрки, наша религия – Ислам, наша Книга – Коран...» - Нурсултан Назарбаев
5. «Биссмилляхи-р-Рохмани-р-Рохим» - с этих слов начинается все хорошее, и эта выставка в том числе.
6. Самые главные и ценные экспонаты выставки – оригинальные рукописи и напечатанные экземпляры Священного Корана, официальные документы и учебники, датируемые разными историческими периодами.
7. Коран. Османский Халифат. Типография «Бахрия», 1323 хиджры/1905 миледи.
8. Коран. Дата не указана.
9. Коран Карим. 1054 хиджры/1654 миледи.
10. Коран в шкатулке. Османский Халифат, 19-й век.
11. Перевод Г. Саблукова. Центральная типография г.Казань, 1907-й год.
12. Тафсир Корана. Османский Халифат, типография «Бахрия». 1306/1886.
13. «Киссасуль анбия» - Истории пророков. Автор: Наср ад-Дин Бурхан ад-Дин Рабузи, живший в конце 18-го - начале 19-го веков. Книга вышла в свет в 1895 году, в Ташкентской типографии Саида Аскар кажы и Сагадата Ишан кажы.
14. Рукопись на среднетюркском языке.
15. «Мухаммадия». Автор Мухаммад Челеби. Издана в 1900-м году в типографии Казанского университета.
16. «Мухтасар аль уйкоя фи шархи ал Хидоя». Краткий комментарий к труду «Хидоя». Автор: Убайдулла ибн Мас`уд ибну Тадж аш-Шар`и.
17. Слева направо:

1. Подлинная рукопись труда «Несколько слов о происхождении казахов», принадлежащего перу Абая Кунанбаева. Есть сведения, что данную рукопись привезла с Семея экспедиция под руководством М.Ауезова в 1933-1934 годах. Рукопись выполнена на казахском языке арабскими буквами.

2. Рукопись «Генеалогия кожа» известного казахского писателя, общественного деятеля и поэта Мухамеджана Сералина.
18. Рукописи и печатные издания начала ХХ-го века.
19. Рукопись Турагула Абайулы «Великий казахский поэт Абай Кунанбаев».
20. Первый номер газеты «Айкап». Начала издаваться в 1911-1915-х годах, под руководством М.Сералина в г. Троицк.
21. «Ата куралы». Одна из первых трудов по систематизации казахского алфавита Ахмета Байтурсынулы. В 1912-1925 годах «Ата куралы» несколько раз перерабатывался и переиздавался и как методическая рекомендация не утратила свою ценность по сей день.
22. Газета «Ушқын» (Искра). Первый номер газеты вышел в 1919 году в г. Верном. Можно сказать, что является «предком» известной всем газеты «Егемен Қазақстан».
23. Газета «Тілші». Начала издаваться с 1922-го года. Газета была ориентирована в основном на аграрный и животноводческий сектор, поэтому в большинстве своем освещала вопросы и проблемы сельских местностей.
24. Научный литературно-хозяйственный журнал «Абай». Начал издаваться в 1918-м году в г.Семей. Редакторами были Ж.Аймауытов и М.Ауэзов.

Следующие экспонаты наглядно показывают, насколько глубоко Ислам проникал в казахское общество.
25. Общий вид экспонатов. Здесь можно увидеть монеты династий Караханидов, Джучи, Чагатаидов, Тимуридов, Османской империи, Ельханского, Крымского, Бухарского и Кокандского ханств, которые некогда держали под своей властью всю Центральную Азию и территории нынешнего Казахстана, а также монеты и изделия из Египта, Афганистана. На каждой монете с одной стороны выбиты слова Единобожия - «калима», с обратной стороны написаны имена правителей, живших в эту историческую эпоху. Все это свидетельствует о тесной связи наших предков с Исламским миром и о широких торгово-экономических связях.
26. Печать, кулон и браслеты из серебра. Изделия украшают надписи на казахском языке, в ту пору еще использовавшему арабский алфавит. Кстати и сейчас, казахи Китая и других стран, покинувших свою историческую Родину до ее советизации, до сих пор используют арабский алфавит и не понимают кириллицу.
27. Монеты средневековых Исламских государств.
28. Описание экспонатов согласно порядковым номерам.
29. Предметы ежедневного пользования мужчин: навершие, кожаный пояс, кинжал, сабли.
30. Сабля на этой фотографии была подарена российским императором Александром-І султану Младшего жуза, внуку Абулхаир хана Шергазы Айшуакулы. На лезвии сабли арабскими буквами выгравирована дарственная надпись. Точно такая же надпись кириллицей имеется на обратной стороне.
31. Навершие знамени. Раньше кочевники изображали на навершии хищников, например, волка. С приходом Ислама, на навершиях стали использовать аяты Корана или слова калимы. На этом навершии – в центре написаны слова Единобожия, по периметру аяты и дуа. Острие навершия украшено казахским орнаментом.
32. Кожаный пояс, украшенный серебром и арабской вязью.
33. Увеличенное фото экспонатов, каждый из которых украшен арабской каллиграфией.
34. Предметы быта также украшены вязью.
35. Печати из дерева. Для того, чтобы буквы оттисков отображались правильно, на самой печать они вырезаны зеркально. На печати выполненной в виде руки, вырезаны имя «Аллах», имя Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и имена четырех праведных халифов (да будет доволен ими Аллах).
36.
37.
38. Шкатулка.
39. Надгробные камни.
40. Надгробные памятники, найденные при исследовании территории Казахстана и Исыккульского региона. Известно, что установка надгробного камня практикуется издревле и не противоречит Шариату. На этих камнях несечены не только имена покойных, но и слова Единобожия, видимо, в качестве указания на то, что покойный был мусульманином.
41. Имя покойного, высеченное на камне, свидетельствует о том, что он был имамом и ученым.
42. Другая надпись несет в себе информацию об имени и месте, где проживал усопший, а «калима-шахада» свидетельствует о его вере.
43. Фотографий надгробных камней.
44. Мавзолей Ходжа Ахмада Яссауи в Туркестане. На выставке представлены фрагменты кирпичей и узоров, взятых в качестве музейных экспонатов в ходе реконструкции мавзолеев в Туркестанском регионе.
45. Керамика одного из мавзолеев Туркестана.
46. Мавзолей Карахана. Согласно некоторым источникам, мавзолей был построен на месте погребения Караханидского хана Ша-Махмуд Бурга, границы государства которого в 942-1210 годах простирались от Восточного Туркестана до Семиречья, низовьев Сырдарьи и Таласа.
47. Мавзолей Арыстан баба.
48. Мавзолей Хожи Ахмада Яссауи.
49. Мавзолей Айша биби.
50. Мавзолей Ходжи Ахмада Яссауи. Вид с обратной стороны.
51. Мечеть Юлдашева в пос. Жаркент Алматинской области. Построена в 1892 году по заказу купца Вали Ахун Юлдашева. Архитектор – известный китайский инженер того времени - Хон-Пик. Мечеть построена исключительно из природных материалов, без использования гвоздей и скоб.
52. В исламской культуре широко развито искусство каллиграфии. У казахов также было свое искусство каллиграфии, которое называлось «куснихат». Например, на этих рисунках на казахском языке написано «Казахская юрта» и «Казахская домбра».
53. Данные экспонаты каллиграфии были предоставлены организатору культурными центрами Египетской Арабской Республики, Исламской Республики Иран и Турции.
54. Экспонат предоставленный Египетской Арабской Республикой.
55.
56.
57.
58.
59.
60. Традиционная мужская одежда: чапан, чалма, рубашка, шаровары, кожаные сапоги - маси. Казахская одежда всегда соответствовало сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). К сожалению, в наше время много людей, у которых одежда, соответствующая Сунне, вызывает негативную реакцию или недоумение. Некоторые считают это проявлением отсталости и фанатизма, и что самое интересное – противоречием казахским традициям. Обычно это говорят те, кто сами ходят далеко не в традиционной казахской одежда, а вполне себе такой европейской, западной. Однако это фото свидетельствует о том, что наши предки соблюдали Сунну в одежде, и высоко ценили вознаграждение за ношение чалмы и чапана.
61. Мужской головной убор – чалма. Ношение чалмы напрямую взято из Сунны Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
62. Маси
63. На фото казахский мужчина совершает ритуальное омовение.
64. Традиционная одежда казахской женщины. Как видите, все соответствует исламским стандартам скромности.
65. Кувшин для омовения.
66. Платок всегда занимал почетное место в культуре казахской женщины. До середины 20-го столетия он являлся неотъемлемым атрибутом женской одежды.
67. Коран, перо, чернильница, четки и подручные материалы, на которых писали, когда не было бумаги. Посредством этих предметов получали и передавали знания.
68. Арабский алфавит на лошадиной лопатке. Суровый «блокнот» того времени – написал и положил себе в карман или в суму. Если забыл – достал и повторил. Если напали разбойники – достал и отбился.
69. Эти слова знакомы всем практикующим мусульманам.
70. Светильник из глины.
71. Картина, показывающая каким образом получали знания в степи: аульный имам собирал вокруг себя детей и обучал их алфавиту, чтению Корана и другим основам просвещения.
72. Фотографии исследователя, фотографа и этнографа С.М. Дудина, изучавшего Среднюю Азию и Туркестан в 19-м веке. Степная школа.
73. Медресе в юрте.
74.
75. Намаз в мечети Бухары.
76. Муллы.
77. Ишан. В казахской степи так называли суфийских духовных наставников-муршидов.
78.
79. Дуа перед закалыванием.
80. Ислам в современном мире. Переводы Корана на разные языки мира.
81. В центре выставки бесценный экспонат - самый большой Коран в стране.
82. Коран написан и полностью изготовлен вручную.
83. Возле стенда установлены проигрыватели, через которых можно послушать чтение Корана.
84. Мечети крупных городов Казахстана.
85. Организатор выставки, руководитель центра музейных реликвий и рукописей Центрального государственного музея - Белтенов Жасулан.

Центральная мечеть города Алматы и сайт Azan.kz выражают благодарность Белтенову Жасулану и всему коллективу Государственного центрального музея Алматы за организованную выставку, и рекомендует всем желающим лично посетить музей, чтобы воочию соприкоснуться с этой важной и неотъемлемой частью нашей истории – истории Ислама и казахского народа.

Выставка проходит на центральной площадке 4-го экспозиционного зала Государственного центрального музея, и продлится до 25-го июня 2015-го года.

_____________________________________________________________

© Azan.kz

P.S. Авторские права на фотографии принадлежат сайту Azan.kz.

Убедительная просьба к лицам, производящим копирование и распространение в социальных сетях и иных сайтах любых материалов ресурса Azan.kz, в обязательном порядке указывать активную ссылку на источник.

Прежде всего, мы просим мусульман отнестись с уважением к чужому труду и принять материалы, публикуемые на данном сайте, как аманат.


Надеемся на ваше понимание.

С уважением, администрация сайта Azan.kz
Комментарии
+4
 
Удивительно! Вглядываясь на пожелтевшие от времени страницы Священного Корана, ощущаешь всем сердцем, какое великое влияние он оказывал на мировоззрение наших предков. Всей кожей ощущаешь, что Ислам для них стал определять намного больше, чем просто мировоззрение. Это великое учение вошло в их сердца, овладело всем их разумом и определило их повседневный быт.
Удивительно! Глядя на лица наших предков на этих редких фотографиях, невольно проникаешься глубоким уважением к ним, поскольку за внешним добродушием и простотой скрывается достоинство и мудрость. Мы гордимся нашими предками, которые сохранили наш народ как один прекраснейших цветов в саду Всевышнего Аллаха, и которые сохранили для нас нашу Веру.
 
 
--1
AdamBaltabekov
08:0711.04.2015
 
Фотография 43, - ошибка в написании. Нужно писать "фотографии". Модератор, пожалуйста исправьте.
 
 
+1
DK
12:2511.04.2015
 
ничего мы не сохранили!
 
 
+1
DK
12:2611.04.2015
 
только в музее как история, хотя мы должны были сохранить все это в нашей повседневной жизни!
 
 
+1
Amir abu-Yasine
17:1111.04.2015
 
Хорошо,что мы не живем в ссср,а живем в демократической стране,где есть свобода слова и вероисповедания. Мы характеризуем Гитлера плохим человеком,но чем лучше Ленин со Сталином.
 
 
--4
 
Тогда приведите в пример и Османских халифов которые устраивали геноцид армян. Amir abu-Yasine
 
 
+1
AbduLlaah
01:1305.06.2015
 
 
 
0
AbduLlaah
01:1505.06.2015
 
Хотел нажать на "минус" на сообщение Виктора-Саляхаддин, а по ошибке нажал на "плюс".
 
 
+5
baahaa
15:5912.04.2015
 
Нельзя забывать один факт, что все национальные и религиозные меньшинства, проживающие в Турции в то время, пользовались всеми правами и привилегиями наравне с турками. Греки, армяне, черкесы, курды, ассирийцы, арабы и другие общины жили как равноправные подданные Османской Империи. В государственном управлении, в армии и в других сферах представители этих общин занимали довольно высокие посты. Армяне в этом плане были впереди всех, во дворце представители этой общины занимали особое положение. В командовании турецкой армией служили сотни генералов и офицеров армянского происхождения. В начале Первой Мировой войны, турецкие армяне предали свою страну и действовали в интересах врагов Османской империи. Армянские отряды воевали в рядах русской армии на кавказском фронте. Армянские бандформирования вели активную подрывную деятельность в тылу турецкой армии, грабили и сожгли тюркские и курдские деревни, истребляя мирное население. В результате этих этнических чисток только по архивным материалам, погибло более двух миллионов человек, турок и курдов. Несмотря на то, что турецкое правительство предоставила нам огромную возможность воспользоваться архивами Османской империи, армяне упорно и упрямо отказываются открыть свои архивы.( http://www.azglobus.net/3026-pomoschnik-reygana-v-1915-godu-armyane-predali-turok-i-pereshli-na-storonu-vragov-turcii.html)
 
 
+2
Bayram
16:1312.04.2015
 
Вместо того, чтобы бытъ 70 млн нациеи, где нету такого понатия как аборт, детские дома, тюръмы, мы из за этои россии чутъ с лица земли не были стерты, (я молчу про полигон в Семеи)
может кто нибудъ объяснитъ мне, где здесъ мудростъ, любовъ, опека Всевышнего по отношению к тем кто реалъно был близок к нему?
 
 
+4
Guest)
19:0812.04.2015
 
ассаламу алейкум, брат!
Хорошо понимая о чем вы, посоветую вам не перегибать палку. Если не милость АЛЛАХА, кто знает, могли бы мы праздновать день независимости, а в ваших словах, есть негодование и нет довольство тем, что у нас уже есть. Как может мусульманин, говорит подобные слова "где здесъ мудростъ, любовъ, опека Всевышнего по отношению к тем кто" ?! Это недовольства тем, как препопределил Всевышний нашу учесть, это время прошло, надо стремиться сейчас исправить ситуацию, но не никак не возмущаться и астагфирулла, говорить богу неугодные слова.

Вам надо покаяться и обновить иман.

Вы и сами хорошо знаете, что есть народы, намного хуже живущее чем мы, хотя и они мусульмане.

И пишу лишь ради Аллаха, в надежде на ваше понимание и того,что вы ставите религию выше своего негодования.
 
 
--6
 
Либо сейчас было бы государство Джунгария, на месте сами знаете чего ...Bayram
16:1312.04.2015 История не знает сослагательного наклонения!
 
 
+6
Нуртай
21:2312.04.2015
 
Джунгарии нет и быть не могло, хвала Аллаху и тому много причин. Джунгары двинулись на казахские степи под давлением Китая, вытеснявшего своего соседа из обжитых территории, а джунгарам нужны были пастбища. Казахские племена оказались разрозненными - сказалась конкурентная борьба за власть между ханами. По численности джунгарские племена были намного меньше разрозненных казахов, вооружение ничем не превосходило наше, встречаются сведения, что казахи в ряде сражений использовали даже фитильные ружья против джунгар. И потом джунгары были захватчиками, а захватчики всегда терпят поражение от народного движения - по всей степи начались формирования отдельных отрядов, использовавших партизанские методы войны. Когда нет единого фронта и простой добродушный старик днем сидящий в своей юрте ночью превращается в война перспектив победить нет. Видно что вы начитались советской истории, а то порекомендовал бы такую замечательную книгу "Тамыз таңы", где автор описал детство Райымбек батыра и как он в самом начале джунгарского нашествия собрал девять своих друзей и организовал своеобразный партизанский отряд "Тоғыз тоқпақ", который гремел на всю округу, пока не соединился с основными силами казахского ополчения. Кстати, думаю, что основной сюжет фильма "Жау жүрек мың бала" взят из этой книги. Так что с Джунгарией вы нафантазировали.
 
 
0
SHEVA
00:0713.04.2015
 
Сынақ

Бізге сабыр
 
 
0
Bayram
03:4417.04.2015
 
Говорите благое либо молчите, вы решили житъ в КЗ и находитесъ среди казахов, зачем такие обидные слова говоритъ ?
 
 
0
Bayram
03:4517.04.2015
 
Говорите благое либо молчите, вы решили житъ в КЗ и находитесъ среди казахов, зачем такие обидные слова говоритъ ?
 
 
0
Bayram
03:4517.04.2015
 
ok
 
 
0
SHEVA
00:1713.04.2015
 
Фото 52 вызывает много споров, особенно здесь на сайте ))))
 
 
+2
Нуртай
10:0213.04.2015
 
Фото 52 не должно вызывать споры, так как в моем понимании это не пропаганда музыки, как это считают другие, а донесение до нас того, что уже в то время у казахов была развита национальная каллиграфия. Казахи не были дикими кочевниками, не умеющими ни читать ни писать, как это представляется некоторым. В лишний раз убеждаемся, что мы потеряли намного больше, чем мы думаем и наши предки были более образованее и культурнее чем мы знаем о них сегодня.
 
 
+2
SHEVA
13:0713.04.2015
 
Ну пропагандой тут и не пахнет, важно то, что нет отрицания. Это говорит о том что предки наши были во сто крат духовно богаче, и понимали религию лучше нас. Так что думаю современной казахской молодёжи, не мешало бы иногда читать Абая, Шакарима и других мыслителей. Так сказать для духовного обогащения, и самовоспитания для.
 
 
0
Bayram
03:3817.04.2015
 
Если бы музыка была бы запрешена, сахабы пришедшие в Казахстан, Кавказ, Татарстан, Китаи сразу сказали бы, и ни у одного мусулъманского народа не осталосъ бы своего националъного инструмента
 
 
0
AbduLlaah
01:2205.06.2015
 
Что вы скажите по вашей логике о распространении зина, раскрытии аурата, употребления алкоголя?


Остальные части:
https://www.youtube.com/watch?v=cU82Vlz7jQw
https://www.youtube.com/watch?v=dZNDZBgKfqI
https://www.youtube.com/watch?v=ZMd9cK1sMwU
https://www.youtube.com/watch?v=a-PiFDGHy9c
https://www.youtube.com/watch?v=iv9A1zOVOr8
https://www.youtube.com/watch?v=jIaBE-jCdV4
https://www.youtube.com/watch?v=QseC_7IqmGU
https://www.youtube.com/watch?v=foo9TeQHVjs
https://www.youtube.com/watch?v=-oUdn3P7ctM
https://www.youtube.com/watch?v=w1ZHPU10Owk
https://www.youtube.com/watch?v=X2Ls1q6i9PI
https://www.youtube.com/watch?v=lu0P30PqMQg
 
 
0
Моси Моси
14:4604.06.2015
 
А почему наши Казахстанские братья (почти все) не одеваются по Сунне (длинная кофта, широкие штаны...)?
 
 
0
AbduLlaah
01:2405.06.2015
 
Наверное, потому что сначала фард выполнить не все могут. Женщины раздетые, мужчины если одетые, то либо колени, либо поясница открывается. Испортить легче, чем исправить. Быстро все не исправить. А правда, что в Казахстане запрещено мужчинам пакистанскую одежду одевать, как это делают обычно таблиговцы?
 
 
+1
Bol
08:1905.06.2015
 
Не правда.
 
 
Фотогалерея закрыта от комментирования