РАЗРЕШЕНО ЛИ ЖЕНЩИНАМ ПОСЕЩАТЬ КЛАДБИЩА? ✅

Вопрос: Я похоронила самого мне близкого человека – МАМУ. Мне очень ее не хватает, сильно скучаю по ней, не передать на словах. Вопрос мой такой: можно ли женщине ходить на могилу близких родственников? Так как мне сказали, что женщинам суннитских мазхабов категорически запрещается ходить на кладбище, что сам пророк Мухаммед (да благословит его Аллах) запрещал женщинам ходить на кладбище. Какие есть по этому вопросу хадисы нашего пророка? 

Что происходит после смерти? Где они до судного дня? Мама моя часто мне снится. Рядом ли они вообще? 

И правда ли, что читать и посвящать аяты Корана для умершего человека уже бессмысленно, что нет никакого саваба? 

Пожалуйста, ответьте мне на мои вопросы более развернуто. Я с нетерпением буду ждать. Заранее благодарю Вас. Да хранит нас Аллах. (Душанбе, Таджикистан) 

Ответ: 

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха! 

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! 

Приносим искренние соболезнования в связи со смертью вашей мамы. Желаем, чтобы Аллах дал ей высшую степень в раю, а родственникам – терпение. Аминь. 

Мы понимаем ваши чувства, и они вполне естественны: мама – особенный для каждого человек, и никто не может заменить ее. Тем не менее, перемещение вашей мамы из этой временной жизни в будущую вечную – это решение Аллаха. Поэтому ваше расставание с ней носит временный характер. И, даст Аллах, однажды вы воссоединитесь с ней на том свете так же, как она воссоединилась сейчас с теми любимыми ею людьми, которые покинули этот мир раньше нее. 

1) Если говорить о посещении могил, то специалисты по исламскому праву всех четырех мазхабов постановили, что рекомендуемым это действие является для мужчин. (Аль-маусуа аль-фикхия. – Том 24, стр. 88) 

لا خلاف بين الفقهاء في أنه تندب للرجال زيارة القبور 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: 

إني كنت نهيتكم عن زيارة القبور فزوروها فإنها تذكركم الآخرة 

«Раньше я запрещал вам посещать могилы. Теперь же посещайте их, ведь это напомнит вам о том свете». (Ахмад. Муснад. – № 1236, передал Али) 

Если говорить о посещении могил женщинами, то теологи всех четырех мазхабов не рекомендовали этого делать. Некоторые из них выбирали более жесткую формулировку, говоря о запрете данного действия, другие считали это порицаемым (макрух). В ханафитском и маликитском мазхабах послабление дано очень пожилым женщинам, желающим посетить кладбище. Тем, кто не столь стар, нельзя посещать могилы, поскольку это может повлечь к совместному пребыванию лиц противоположного пола, что нарушит должную атмосферу кладбища. 

В энциклопедии «Аль-маусуа аль-фикхия» приводится на данный счет мнение теологов всех четырех мазхабов: 

أما النساء، فمذهب الجمهور أنه تكره زيارتهن للقبور 

«Что касается женщин, большинство теологов постановили порицаемость посещения ими могил». 

(Аль-маусуа аль-фикхия. – Том 24, стр. 88; см. также Радд-уль-Мухтар. – Том 2, стр. 242 (ханафитский мазхаб); Хашият-уд-Дусукы. – Том 1, стр. 422 (маликитский); Аль-Мухаззаб. – Том 1, стр. 258 (шафиитский); Кашаф-уль-Кына. – Том 2, стр. 150 (ханбалитский)). 

2) Местом пребывания умершего человека является его могила; он более не относится к этому миру. Хорошему человеку после смерти по утрам и ночам показывают его пристанище в раю. А плохим умершим людям каждое утро и каждую ночь показывают их место в аду. 

Как передавал господин Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение) сказал: 

إن أحدكم إذا مات عرض عليه مقعده بالغداة والعشي، إن كان من أهل الجنة فمن أهل الجنة، وإن كان من أهل النار فمن أهل النار، يقال: هذا مقعدك، حتى يبعثك الله إليه يوم القيامة 

Когда человек умирает, ему по утрам и вечерам показывают его пристанище. Если он – из числа обитателей рая, ему показывают место для тех, кто попадет в рай. Если он – из числа обитателей ада, ему показывают место для тех, кто попадет в ад. Ему скажут: «Это твое пристанище, пока Аллах не воскресит тебя в Судный день». (Муслим. Сахих. – № 2866) 

Во многих других сообщениях со слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что после смерти человеку зададут три вопроса: 

а) Кто твой Господь? 
б) Какова твоя религия? 
в) Что ты можешь сказать о Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха)? 

Если человек был хорошим в этом мире, верил в Аллаха, он даст верные ответы: 

а) мой Господь – Аллах; 
б) моя религия – ислам; 
в) это Мухаммад, посланник Аллаха. 

Вследствие правильных ответов, Аллах скажет ангелам открыть из могилы этого человека окошко в рай. И человек, будучи в могиле, будет наслаждаться благами рая. 

Если же человек не был истинным верующим, он не сможет ответить на заданные вопросы и будет в замешательстве говорить: «Ох! Ах! Я не знаю». Из-за этого ему откроют окно из могилы в ад, и он будет мучиться до Судного дня. (Абу Дауд. Сунан; Ахмад. Муснад) 

3) Есть немало хадисов, доказывающих, что награда за чтение Корана и добрые дела дойдет до умершего и будет ему полезной, если эти действия будут исполнены от его имени. 

Как передавал господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: 

إذا مات الإنسان انقطع عنه عمله إلا من ثلاثة إلا من صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له 

Когда человек умирает, прекращаются все его дела, за исключением трех: 

а) садака-джария (долговечной милостыни), 
б) знаний, которыми он поделился, и которые теперь приносят пользу; 
в) мольб праведного ребенка за него. (Муслим. Сахих. – № 1631) 

В главе «Чтение над умершими» имам Абу Дауд (милость ему Аллаха) передавал сообщение, переданное господином Макалем ибн Ясаром (да будет доволен им Аллах) о следующих словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха): 

اقرؤوا يس على موتاكُم 

«Читайте суру «Я-син» над умершими (родственниками)». (Абу Дауд. Сунан. – № 3121) 

Шейх Айни (милость ему Аллаха) писал в своем комментарии «Канз-уд-дакаик»: 

يصل إلى الميت جميع أنواع البر من صلاة أو صوم أو حج أو صدقة أو ذكر أو غير ذلك 

«Награда за все добрые дела (включая намаз, пост, хадж, милостыню, зикр и пр.) приносит пользу умершим». (Рамз-уль-хакаик) 

В сборнике «Сахих» Бухари приводится сообщение со слов госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что как-то к Пророку (мир ему благословение Аллаха) пришел человек и спросил: 

إن «أمي افتلتت نفسها، ولم توص، وإني أظنها لو تكلمت لتصدقت، فلها أجر إن تصدقت عنها ولي أجر؟ 

У меня мама умерла неожиданно. Даже завещание оставить не успела. Думаю, если бы у нее была такая возможность, она бы распорядилась о милостыне. Если я раздам от ее имени милостыню, получит ли она за это награду, и я вместе с ней? 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: 

نعم 

Да. (Бухари. Сахих. – № 2717) 

Это лишь несколько повествований из числа тех многих сообщений, которые говорят о том, что чтение Корана и совершение благих дел от имени вашей мамы принесут ей пользу в могиле. Продолжайте творить добро от ее имени: будь это милостыней, дополнительными постами, добровольными намазами, мольбами к Аллаху о прощении, поминанием Аллаха или чтением Корана. Она получит это в качестве подарков от вас: об этом говорил имам Ибн Кайим (милость ему Аллаха) в книге «Душа» («Ар-рух»). 

А Аллах знает лучше. 

Уассалам. 

Муфтий Сухайл Тармахомед 
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Источник: askimam.ru

Offline
Хадис аль-Ханафи

   
   
01:5719.08.2016
Комментарии
Публикация закрыта от комментирования
Хадис аль-Ханафи
Сейчас обсуждают
Популярные записи недели
По просмотрам
По комментариям
 
Пользователи в сетиНас уже 20580, на сайте: 0. Последний зарегистрированный: Ibnkizat