Намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Часть 23: Можно ли приходить женщинам в мечеть. Джама‘ат женщин ✅

МОЖНО ЛИ ПРИХОДИТЬ ЖЕНЩИНАМ В МЕЧЕТЬ 

Из некоторых хадисов следует, что женщинам ходить в мечеть разрешается, но, с другой стороны, есть хадисы, из которых следует, что намаз женщины, прочитанный в уголке дома, лучше, чем намаз, совершенный с джама‘атом. Как во многих других отношениях имеются разные приказы для мужчин и женщин, также касательно намаза приказы для них различаются. Если мужчина пропустит джама‘ат и прочитает намаз дома, то для него это очень плохо. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) так сильно обижался на них, что даже в наказание намеревался сжечь их дома. И также сказано, что намаз такого человека имеет только одну награду, а намаз, прочитанный вместе с джама‘атом, имеет награды в двадцать семь раз больше. 

Конечно же, в некоторых хадисах Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) разрешил женщинам участвовать в джама‘ате, но вместе с этим также сказал, что для них лучше намаз, прочитанный дома. 

عن ابن عمر قال قال رسول الله ﷺ لا تمنعوا نساءكم المساجد وبيوتهن خير لهن (ابوداؤد ج١ ص١٠٠
 
‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анхума) передаёт, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Не запрещайте женщинам ходить в мечеть, но их дома лучше для них». (Абу Дауд т.1, стр. 100) 

В другом хадисе сказано: 

عن ابن مسعود قال قال رسول الله ﷺ صَلوٰة المَرأة فى بيتها افضل من صلوٰتها فى حجرتها وصلوٰتها فى مخدعها افضل من صلاتها فى بيتها .(حواله كذكوره 

‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Намаз женщины, прочитанный в её спальне, лучше, чем намаз, прочитанный в гостиной, и намаз, прочитанный в маленькой комнатке, лучше, чем намаз, прочитанный в спальне». (Абу Дауд т.1, стр. 100) 

В третьем хадисе сказано: 

عن ام سلمة عن رسول الله ﷺ انه قال خيرمساجد النساء قعربيوتهن (مسند احمد ج٦ ص٢٩٧ ، مسند حاكم ج١ ص٢٠٩ 

Умми Саляма (радиаллаху ‘анха) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Самая лучшая мечеть для женщины – это уголок её дома». («Муснад Ахмад» т.1, стр. 297, «Муснад Хаким» т.1, стр. 209) 

В одном хадисе приводится: 

عن ابن مسعود قال ماصلت امرأة خيرلها من قعر بيتها الا ان يكون المسجد الحرام او مسجد النبى ﷺ (الكبير للطبرانى ، آثارالسنن ج١ ص٦٢ 

‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Никакая женщина не читала намаз лучше, чем тот, который она совершила в уголке своего дома, кроме намаза, прочитанного в мечети Харам и в мечети Набави». (Табрани, «Асар Ас-сунан» т.1, стр. 62) 

В свете этих хадисов никак не выглядит правильным упорствовать в том, чтобы женщины ходили в мечеть. Настаивать надо на том, что является для них наилучшим, чтобы они получали больше награды, т.е. их надо призывать читать намаз дома и где-нибудь в отдельном уголке, а не призывать их ходить в мечеть. 

Однажды жена Абу Хамида Са‘иди (радиаллаху ‘анху) пришла к Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и сказала: 

يا رسول الله انى احب الصلوٰة معك 

«О Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)! Мне нравится читать намаз с вами».
 
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил: 

قد علمت انك تحبين الصلوٰة معى و صلوٰتك فى بيتك خيرلك من صلوٰتك فى حجرتك وصلوٰتك فى حجرتك خيرلك من صلوٰتك فى دارك وصلوٰتك فى دارك خيرلك من صلوٰتك فى مسجد قومك . 

«Я знаю, что тебе нравится читать намаз со мной, но намаз, который ты читаешь в своей спальне, лучше для тебя, чем намаз, прочитанный в гостиной, и намаз, прочитанный в гостиной, лучше для тебя, чем намаз, прочитанный дома, а намаз, прочитанный дома, лучше, чем намаз, прочитанный в мечети квартала». После этого высказывания Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) она выбрала тёмный уголок в самом отдельном (или обособленном) месте своего дома и до конца жизни читала намаз там. («Муснад Ахмад» т.2, стр. 371) 

Кроме этого, из-за нравственного упадка и изменения ситуаций сразу после смерти Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) великие сахабы как среди мужчин, так и среди женщин уже начали запрещать женщинам ходить в мечеть. Они говорили, что если бы Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) жил сегодня, то в данной ситуации он бы тоже запретил женщинам ходить в мечеть. 

عن عائشة قالت لو ادرك النبى ﷺ مااحدث الناس لمنعهن المسجد كما منعت نساء بنى اسرائيل (بخارى ج١ ص١٢٠ ، مسلم ج١ ص١٨٣، ابوداؤد ج١ ص١٠٠ 

‘Айша (радиаллаху ‘анха) рассказывает, что если бы Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) видел то, что творят люди, то он бы обязательно запретил женщинам ходить в мечеть, как это было запрещено женщинам из Бани Исраиль. (Бухари т.1, стр. 120, Муслим т.1, стр. 183, Абу Дауд т.1, стр. 100) 

‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) выгонял приходящих женщин из мечети. 

عن ابى عمرو الشيبانى انه رأى عبدالله يخرج النساء من المسجد يوم الجمعة ويقول اخرجن الٰى بيوتكن خيرلكن (الكبير للطبرانى ، آثارالسنن ج١ ص٦٣ 

Абу ‘Амр Шейбани (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт, что он видел ‘Абдуллу ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху), как он в день джум‘а выгонял женщин из мечети и говорил: «Возвращайтесь в свои дома, это для вас лучше». 

Надо поразмыслить, это происходило в то время, которое называется лучшими временами. После смерти Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) произошли кое-какие изменения, из-за которых сахабы начали запрещать женщинам ходить в мечеть. Тогда что говорить о нашем времени, когда упадок нравственности, нечестие и разврат превзошли то, что было во все другие времена. Разве правильно будет сегодня разрешать женщинам ходить в мечеть и участвовать в джама‘ате? Нет, будет неправильно. Не дай Аллах, если из-за непредусмотрительности им разрешат ходить в мечеть, то сохранить святость мечети станет невозможным, и откроются двери такого нечестия и разврата, что упаси Аллах. 

Люди, которые настаивают, чтобы женщины ходили в мечеть, основываясь на участии женщин в религиозных собраниях и мероприятиях по призыву к религии, должны подумать, что религиозные собрания бывают редко, а не каждый день. Кроме того, в таких собраниях места для женщин организуют отдельно, и организаторы наблюдают и присматривают за ними. Далее, организаторы обычно заняты только организационными вопросами, а сами редко участвуют в собрании, которое они организовали. Напротив, в намазе должны участвовать все. Не так, что некоторые участвуют в джама‘ате, а другие должны присматривать. В таком случае кто может знать, что происходит в рядах женщин, и из-за них с каким намерением приходят в мечеть некоторые люди. Намаз – это не такое собрание, которое проводится лишь иногда. Его надо читать каждый день, и даже пять раз в день. Если даже разрешить им приходить только на ‘иша и фаджр намаз, то каждый день во время этих двух намазов кто за кем будет следить. С другой стороны, во время собраний организовать охрану и наблюдение на день или два нетрудно. Но самое главное, будь то пятикратные намазы или намазы джум‘а и ‘идов (ураза байрам, курбан байрам), где у мужчин возможность присматривать за женщинами, чтобы предотвратить неприятности? Ведь все они сами участвуют в джама‘ате, тем более находятся в передних рядах. Поэтому, основываясь на религиозных собраниях, сделать из этого вывод для участия женщин в джама‘ат намазе – это не что иное, как ошибка! 

ДЖАМА‘АТ ЖЕНЩИН 

Джама‘ат, в котором без присутствия мужчин, участвуют только женщины, является макрухом, потому что в таком джама‘ате придётся оставить правильный метод джама‘ата. Правильный метод джама‘ата – это когда имам стоит впереди рядов. А в джама‘ате женщин женщине, которая становится имамом, нельзя стоять впереди. Ей надо стоять посередине ряда, чуть продвинувшись вперед, как имам тех людей, у которых нет одежды. Так же как в таком джама‘ате необходимо оставлять основной метод джама‘ата, то же самое придётся делать и в джама‘ате женщин. Так же, как джама‘ат мужчин, не имеющих одежды для закрытия гаурата, является макрухом, точно так же джама‘ат женщин тоже является макрухом. Кроме этого, в таком джама‘ате есть ещё одна проблема – это то, что голос женщины не должны слышать мужчины, поэтому она не может читать Коран громко вслух в джихри намазе. 

Автор: Муфтий Джамиль Ахмад Назири аль-Ханафи 
Книга: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم» 
Источник: vk.com/hanafimadhab
Offline
Хадис аль-Ханафи

   
   
00:1925.09.2016
Комментарии
Публикация закрыта от комментирования
Хадис аль-Ханафи
Сейчас обсуждают
Популярные записи недели
По просмотрам
По комментариям
 
Пользователи в сетиНас уже 20578, на сайте: 0. Последний зарегистрированный: Исламбек Таңжанов