Наложение запрета на употребление опьяняющих напитков и на азартные игры ✅

Как известно, предписания, касающиеся спиртных напитков и азартных игр, не были высказаны и выдвинуты в первые годы появления Ислама, будучи отложены на более поздний срок. Наложение запрета на употребление опьяняющих напитков осуществлялось последовательно, этапами: 

1. В Мекке был ниспослан аят: 

وَمِنْ ثَمَرَاتِ النَّخِيلِ وَالْأَعْنَابِ تَتَّخِذُونَ مِنْهُ سَكَرًا وَرِزْقًا حَسَنًا ۗ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَةً لِقَوْمٍ يَعْقِلُونَ 

«От плодов пальм и виноградных лоз вы получаете хмельной напиток и добрый удел. Воистину, во всем этом - знамение для тех, кто способен размышлять». (Сура «Ан-Нахль», 67) 

В этом аяте сообщается о том, что, кроме того, что финики и виноград являются прекрасной пищей, из них можно получить некую совершенно отличающуюся субстанцию, имеющую опьяняющее свойство. Таким образом, аят давал понять, что напитки, дающие чувство опьянения, не являются допустимыми, приемлемыми и приятными. Кроме того, был сделан намек на то, что в будущем они будут запретны. В мекканский период больше не было предписаний относительно опьяняющих напитков. 

2. После переселения нашего Господина Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в Медину, в связи с вопросами мусульман, Всевышний Аллах сказал так: 


يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ ۖ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَا أَكْبَرُ مِنْ نَفْعِهِمَا 

«Они спрашивают тебя о вине и майсире. Отвечай: «И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы…»» (Сура «Аль-Бакара», 219) 

После ниспослания этого аята подавляющее большинство мусульман прекратило употреблять спиртные напитки, а часть мусульман продолжила употребление их. 

3. Один из асхабов, совершая вечерний намаз, прочел один аят в такой степени неправильно, что смысл его исказился. В связи с этим был ниспослан следующий аят: 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَقْرَبُوا الصَّلَاةَ وَأَنْتُمْ سُكَارَىٰ حَتَّىٰ تَعْلَمُوا مَا تَقُولُونَ 

«О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [и ждите] пока не станете понимать то, что говорите…» (Сура «Ан-Ниса», 43) 

После этого количество мусульман, употребляющих спиртные напитки, довольно сильно уменьшилось. В момент совершения намаза глашатай Пророка Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), обращаясь к муминам, говорил так:

«Тем, кто находится в алкогольном опьянении, категорически запрещено совершать намаз!».

Мусульмане поняли, что впредь опьяняющие напитки будут категорически запретны для них. И они были готовы принять это. 

4. В итоге огромная часть мусульман прекратила употреблять спиртные напитки, а некоторые из них страдали от неприятных последствий после употребления их.

Благородный Умар (радыйаллаху анху) обращался к Господу со следующей мольбой: «О Аллах! Дай нам ясное, прямое, решительное и окончательное разъяснение, касающееся употребления спиртных напитков». Волнение, возникшее после одного застолья с употреблением спиртных напитков, конкретно выявив наружу вред опьяняющих напитков и создав почву для оценки этой ситуации, стало причиной ниспослания Божественного запрета. 

Всевышний Аллах ниспослал: 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالْأَنْصَابُ وَالْأَزْلَامُ رِجْسٌ مِنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَعَنِ الصَّلَاةِ ۖ فَهَلْ أَنْتُمْ مُنْتَهُونَ 

«О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам - скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвенного обряда. Устоите ли вы [перед ними]?» (Сура «Аль-Маида», 90-91) 

Наш Господин Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), позвав Благородного Умара, прочел ему эти аяты и спросил:

«Отныне вы отказались от употребления спиртных напитков и азартных игр, не так ли?»

Благородный Умар (радыйаллаху анху) воскликнул: «Отказались! Отказались, о Господь!»

Не только Благородный Умар (радыйаллаху анху), но и все мусульмане говорили: «Отныне мы отказались от употребления опьяняющих напитков, а также от азартных игр, о Господь!» 

Когда снизошли эти аяты, глашатай по повелению Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) оповестил всех:

«Да будет вам известно, что употребление спиртных напитков стало греховным и запретным делом!»

И потекли по улицам Медины ручьи вина из продырявленных бурдюков и разбитых глиняных кувшинов. После ниспослания этого, запрещающего употребление опьяняющих напитков, аята, мусульмане уничтожили все имевшееся у них вино и больше не употребляли его. 

Позже Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

«Вне всякого сомнения, Аллах проклял опьяняющие напитки, того, кто их изготовляет, то место, где они производятся, того, кто употребляет их, того, кто поит людей, того, кто переносит их, того, кто продает их, того, кто приобретает их, того, кто живет на средства, вырученные от их продажи, и того, кто тратит деньги, полученные в результате прибыли от их продажи!» (Ахмад, I, 53; IV, 351; Насаи «Ашриба», 1-2; Хаким, II, 305/3101) 

Анас (радыйаллаху анху) рассказывает следующее: «В тот момент, когда я как виночерпий разливал вино гостям, находившимся в доме Абу Тальхи, был наложен запрет на употребление опьяняющих напитков. Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) приказал глашатаю известить об этом людей. Сидя в доме, мы услышали голос глашатая. Абу Тальха сказал мне: «Пойди-ка, послушай, о чем вещает этот голос». Я ответил: «Это глашатай. Он кричит: «Внимание, внимание! Употребление спиртных напитков считается греховным делом, и на их употребление наложен запрет!»» Тогда Абу Тальха сказал мне: «В таком случае, пойди и вылей вино!» С того момента по улицам Медины потекли реки вина». (Бухари Тафсир, 5/11) 

Этот инцидент является прекрасным примером того, как славные асхабы слушались приказов Пророка Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Без всяких возражений, не выдвигая никаких отговорок, они тотчас вылили содержимое своих винных бурдюков и глиняных кувшинов, проявив покорность Аллаху и послушавшись Его Божественного повеления. Всей душой подчинившись приказу Аллаха, они покорно поспешили заслужить Его одобрение. Пророк Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

«Все то, что вызывает чувство опьянения и одурманивания, является греховным и запретным. Употребление и малого количества того, что в большом количестве вызывает чувство опьянения, является греховным и запретным». (Ибн Маджа «Ашриба», 10; Насаи «Ашриба», 24, 48) 

«Употребление опьяняющих напитков – это начало всякого зла и вреда!» (Ахмад, V, 238) 

«Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, не садится за стол, где имеется спиртное!» (Тирмизи «Адаб», 43 / 2801) 

«Кое-кто из моей общины, дав спиртному другие названия, станет употреблять его!» (Ахмад, IV, 237) 

Главной опорой в определении метода борьбы со злом при запрете употребления спиртного и запрете азартных игр, в деле наставничества и проповедничества в Исламе является принцип постепенности и уместности. Это необходимо для соблюдения безопасности и спокойствия в обществе. Являясь Обладателем абсолютной вечной воли, определяя и устанавливая предписания Ислама, Господь по милости Своей даровал людям время для совершенствования, укрепления их веры, чтобы они были готовы принять эти положения. 

Самым значительным проявлением принципа постепенности является то, что, в противоположность нынешнему порядку составления Корана, в первую очередь во время мекканского периода были ниспосланы аяты, касающиеся веры. Поскольку Священный Коран присутствовал и ранее в Вечных Скрижалях, можно легко понять, что порядок ниспослания его и перенесение на более поздний срок некоторых тем было связано с возникновением какого-либо вопроса и его уместностью в конкретный период времени. Эта уместность и целесообразность заключается в учете способности и возможности человека следовать Корану. Это подобно тому, что увеличение обязанностей, имеющихся у ребенка, происходит параллельно его росту. 

Принцип постепенности, использованный самым совершенным образом, в век счастья – аср-и саадат – является в высшей степени мудрым Божественным законом, установленным Всевышним Аллахом, и проявлением Его милосердия. Закон этот, являясь методом, имеющим силу всегда, есть самый успешный прием и в отношении специфических особенностей людей. Ибо вхождение в Ислам, прежде всего, начинается с корректирования верований человека и его убеждений. После усвоения этого и преодоления этой стадии переходят к практическим действиям. В вопросах осуществления деяний также следует подчиняться принципу постепенности. Этот закон действителен не только при сообщении истины Ислама (таблиг), но и при всякого рода наставлениях людей и при их жизненном ориентировании. Поэтому и в Божественном оповещении, начатом Аллахом с Пророка Адама (алейхиссалам), наряду с тем, что религиозные предписания оставались незыблемыми, они совершенствовались параллельно с развитием общественных правил, которым следовал человек. И это развитие достигло своего совершенства в религии Ислама. Этот факт демонстрирует то, насколько важно принятие во внимание специфики природы и сил человека. 

Автор: Шейх Осман Нури Топбаш аль-Ханафи
Из книги: «Пророк Мухаммад (мир ему) гордость Вселенной — Мединский период»
Источник: 
http://www.islamicbook.ru

Offline
Хадис аль-Ханафи

   
   
02:1725.09.2016
Комментарии
Публикация закрыта от комментирования
Хадис аль-Ханафи
Сейчас обсуждают
Популярные записи недели
По просмотрам
По комментариям
 
Пользователи в сетиНас уже 20578, на сайте: 0. Последний зарегистрированный: Исламбек Таңжанов