Важные напоминания о намазе в соответствии с мазхабом Имама Абу Ханифы (рахматуЛлахи ‘алейхи) ✅

Поднятие рук при совершении вступительного такбира 

Пальцы рук не должны быть собраны или растопырены. Они должны находится в следующем состоянии: не сильно сжаты и не сильно выпрямлены, внутренняя сторона кистей направлена в сторону киблы. 

Довод (далиль): 

Сунна. Передается, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда совершал такбир, раскрывал свои пальцы. 

Руки поднимаются, пока кисти не станут на одном уровне с ушами. Данное действие помогает понять глухому, что намаз начался, если он стоит за имамом. Если же руки поднимать на уровне плеч, то тот, кто сто-ит за имамом, начало намаза может не увидеть. 

Довод (далиль): 

Сунна. Передается, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда совершал такбир, поднимал руки (т.е. кисти рук) на один уровень с ушами. Есть и другие хадисы, которые указывают, что Пророк поднимал руки на уровне плеч. Один из таких хадисов передает Ваиль ибн Худжр , поясняя при этом, что раньше он видел, как Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) поднимал руки на уровне ушей, а на следующий год он увидел его, поднимающим руки на уровне плеч; при этом Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) был одет в бурнус. 

Ваиль ибн Худжр добавил, что, когда на Пророке (салляллаху ‘алейхи уа саллям) не было одежды, он поднимал до ушей. Следовательно, руки поднимались на уровне плеч, потому что на нем была одежда, которая могла упасть, если бы руки были подняты до ушей. 

Расположение рук во время чтения Корана 

Правая рука кладется на левую руку под пупком. Запястье левой руки должно находиться в ладони правой, при этом мизинец и большой палец правой руки обхватывают запястье левой руки. 

Довод (далиль): 

Сунна. Передается со слов отца Ваиля ибн Худжра, который сказал: «Я видел, как Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) во время намаза кладет свою правую руку на левую руку под пупком». Цепочка передатчиков этого хадиса хорошая. 

Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Действительно, сунной является размещение правой руки над левой под пупком». В цепочке передатчиков присутствует ‘Абдаррахман ибн Исхак, которого Ахмад ибн Ханбаль считал слабым по причине плохой памяти. Однако это не делает ‘Абдаррахмана лгуном. Ашраф ‘Али ат-Таханави говорил, что приведенный хадис является хадисом-хасан. 

Абу Мухаммад аль-‘Айни сказал: «Образ расположившего руки под пупком более соответствует возвеличиванию, почитанию (Всевышнего), как это обычно происходит в присутствии правителей». 

Произнесение ду‘а-сана’ в начале молитвы 

В начале молитвы, в первом рака‘ате произносится следующее ду‘а (ду‘а сана’): «Субханакаллахумма ва бихамдика ва табаракасмука ва та‘аля джаддука ва ля иляха гайрук». Это ду‘а произносится про себя как имамом, так и молящимися вслед за ним людьми. 

Довод (далиль): 

Коран. Всевышний сказал: «И восхваляй славу Господа твоего, когда ты встаешь!»

Сунна. Передается, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), встав ночью, совершив такбир, говорил: «Субханакаллахумма ва бихамдика ва табаракасмука ва та‘аля джаддука ва ля иляха гайрук». Произнесение та‘ввуз (та‘аввуз произносится только в начале намаза в отличие от басмалы, которая проговаривается в начале каждого рака‘ата) и басмалы. Эти две формулы проговариваются про себя как имамом, так и стоящими за ним людьми. 

Та‘аввуз: «А‘узу биЛляхи минашшайтанир-раджим». 
Басмала: «Бисмилляхир-рахманир-рахим»

Довод (далиль):

Коран. Всевышний сказал: «И когда ты читаешь Коран, то проси защиты у Аллаха от сатаны, побиваемого камнями». 

Сунна. Передается от Ибн ‘Умара, который сказал: «Я молился за Пророком (салляллаху ‘алейхи уа саллям), Абу Бакром, ‘Умаром и они говорили вслух «Бисмилляхир-рахманир-рахим». Этот хадис указывает на то, что проговаривание этой формулы было для обучения ей людей; в последующем она проговаривалась про себя. Данное обстоятельство подтверждает хадис от Анаса. 

Передается от Анаса, который сказал: «Я молился с Пророком (салляллаху ‘алейхи уа саллям), Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом и не слышал, чтобы один из них читал (вслух) «Бисмилляхир-рахманир-рахим». 

Чтение Корана за имамом 

Человек, который молится за имамом, не читает ничего из Корана; не зависимо от того, читает имам суры вслух или про себя. Так считает большинство ханафитских богословов. 

Довод (далиль): 

Коран. Всевышний сказал: «А когда читается Коран, то прислушивайтесь к нему и молчите, может быть, вы будете помилованы!» 

Сунна. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Имам вам для того, чтобы (вы) повторяли и следовали за ним, если он скажет такбир, то и вы говорите (такбир), если начнет читать [Коран], то молчите [чтобы слушать] …». Имам Муслим сказал, что этот хадис достоверный (сахих). 

Произнесение «амин» про себя 

После суры аль-Фатиха имам и молящиеся за ним говорят про себя «Амин» в любой молитве . 

Довод (далиль):

Сунна. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Если скажет имам: «Гайри магдуби ‘алейхим ва ляддалин», то говорите: «Амин». Поистине, ангелы говорят: «Амин». И, поистине, имам говорит: «Амин». 

Это указывает на то, что «Амин» не произносится имамом вслух, потому как, если бы оно произносилось вслух, то не было бы необходимости Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям) об этом нам говорить. А те, кто молится за имамом, делают также как он: «Имам вам для того, чтобы (вы) повторяли и следовали за ним …». 

Самура рассказывал: «Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) молчал (т.е. говорил про себя) в двух случаях: когда вступал (после такбира) в намаз и когда заканчивал чтение Корана (после аль-Фатихи). Это не признал ‘Имран ибн Хусайн и написал Убейу ибн Ка‘бу, на что последний ответил: «Все так, как это описал Самура». 

Хадисы, упоминающие, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил «амин» вслух, указывают на то, что он обучал, таким образом, сподвижников, а потом перестал делать это. Или он делал так до ниспослания аята: «Призывайте (делайте ду‘а) вашего Господа со смирением и в тайне (негромко)». Как известно, слово «амин» относится к ду‘а, а не к Корану, и поэтому читается про себя. 

Совершение промежуточных такбиров, поясных и земных поклонов 

Произнесение такбира без поднятия рук при совершении поясного поклона и совершение земного поклона. В поясном поклоне кисти рук рас-полагаются на коленях с расставленными при этом пальцами. Спина должна быть выровнена параллельно полу, а голова не поднята и не опущена. При совершении земного поклона сначала на пол ставятся колени, а потом руки. Лицо располагается между кистями рук так, чтобы кисти находились на одном уровне с ушами. Лицо должно касаться пола лбом и носом. Предплечья выставляются в стороны, а живот отдаляется от бедер. Пальцы ног и рук направлены в сторону киблы. 

Довод (далиль): 

Сунна. Вабиса ибн Ма‘бад рассказывал: «Я видел молящегося Пророка , и, (салляллаху ‘алейхи уа саллям) когда он совершал поясной поклон, то выпрямлял свою спину так, что, если бы на нее налили воду, она бы там и осталась». 

Ва‘иль ибн Худжр сказал: «Я видел, что посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), когда совершал земной поклон, сначала ставил свои колени, затем руки, а когда вставал, поднимал руки, а после колени». 

Ва‘иль ибн Худжр сказал: «Я смотрел на Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и когда он совершал земной поклон, ставил свои кисти рук на уровне ушей». 

‘Абдальджабар ибн Ваиль сказал: «Я видел Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в земном поклоне, опиравшегося на лоб и нос». Передается, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) при совершении земного поклона отдалял (живот от бедер) так, что, если бы животное захотело, оно бы там прошло. 

‘Алькама рассказал, что ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Не совершить ли мне с вами намаз Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям)?». После чего ‘Абдаллах совершил намаз, не поднимая в нем рук, кроме первого раза (в начале намаза)». 

Аль Асвад рассказал: «Я видел, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб поднимал руки в первом такбире и после этого так больше не делал». Трудно представить неосведомленность ‘Умара в том, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) поднимал руки при земном и поясном поклоне; а если даже он и не знал, то его непременно поправили бы другие. Однако ‘Умар молился именно так, и его никто не поправлял. Также передается, что четыре праведных халифа не поднимали руки во время намаза, кроме как в первом такбире. 

‘Асым ибн Кулейб передает со слов своего отца, что ‘Али поднимал руки только в первом такбире намаза. Примечательно, что ‘Али раньше видел, как Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) поднимал руки, но в последующем Али перестает так делать. Данный факт говорит о том, что ‘Али имел веский довод, указывающий на аннулирование поднятия рук, которое было раннее. 

Джабир ибн Сумара рассказал, что к ним вышел Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и произнес: «Что я вижу!? Поднимаете свои руки, как будто они хвосты строптивых лошадей. Проявляйте спокойствие в намазе». 

Незамедлительное вставание после земного поклона 

После второго земного поклона молящийся сразу же встает, не переходя в сидячее положение и одновременно проговаривает такбир. Данное действие выполняется во всех случаях кроме случаев, когда после земного поклона следует выполнение ташаххуда. 

Довод (далиль): 

Сунна. ‘Аййаш ибн Сахль ас-Са‘иди в присутствии сподвижников при описании намаза Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «...потом сказал такбир и совершил земной поклон, потом сказал такбир и, не садясь, встал…»

Выполнение ташаххуда 

По завершении второго земного поклона, молящийся садится на левую ступню, а правую ставит так, чтобы ее пальцы были направлены в сторону киблы. Кисти рук кладет на бедра так, чтобы пальцы не были сжаты между собой и были направлены в сторону киблы. 

Довод (далиль): 

Сунна. Передается, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) расстилал левую ногу (садился на левую ногу) и ставил правую. Ибн аз-Зубайр описывал ташаххуд Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям): «Когда Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) садился, клал правую руку на правое бедро и левую руку на левое бедро…» 

Во время произнесения ташаххуда после слова «ашхаду» молящийся поднимает указательный палец правой руки, а после слов «илляллах» опускает. Также возможно перед поднятием указательного пальца сжать безымянный и мизинец, а при помощи среднего и большого создать кольцо. Оба варианта правильны. Подергивание, шевеление пальцем в ханафитском мазхабе порицаемо (макрух). Более того, некоторые богословы предпочли не поднимать палец во время ташаххуда. 

Довод (далиль): 

Сунна. Ибн аз-Зубайр сказал, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) (в ташаххуде) указывал своим пальцем и не шевелил им. Цепочка передатчиков этого хадиса достоверна. 

Что же касается хадиса, который приводит аль-Байхакы от Ваиля ибн Худжра: «…потом поднял свой палец, и я видел, как он шевелил им…», то относительно него сам аль-Байхакы сказал, что, вероятно, под словом «шевелил им» подразумевалось «указал им». Также аль-Байхакы хадис, переданный со слов Ибн ‘Амра: «Шевеление пальцем в намазе ужасно для шайтана», назвал недостоверным. 

Выравнивание рядов 

Важным действием коллективной молитвы по традиции Пророка Мухаммада (салляллаху ‘алейхи уа саллям) (т.е. сунной) является выравнивание и сплочение рядов, не вызывающее при этом неудобств соседу. Так как нет четкого указания от Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) на расстояние между ступнями, то следует принимать то положение, которое является удобным и более соответствует проявлению покорности пред Аллахом. Богословы ханафитской правовой школы советуют оставлять расстояние в четыре пальца между ступнями. 

Довод (далиль): 

Сунна. Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Выравнивайте свои ряды, поистине в прямоте рядов полнота намаза». Слова Анаса ибн Малика о том, что он видел, как один из сподвижников соединяет ступни своих ног со ступнями соседа, не указывает на то, что это сунна. Напротив, сподвижники этого не делали и даже не любили подобное действие, что подтверждается другой версией (ривая) этого хадиса от Ма‘мара, в которой он говорит: «…если бы я сейчас с кем-нибудь из них (сподвижников) это проделал, то он бы отпрыгнул (проявил неприязнь), как строптивый мул». 

Действия, совершаемые после выполнения намаза 

После завершения намаза по традиции (сунна) проговариваются ду‘а, приведенные в хадисах, например: «Аллахумма анта ссалям ва минкя сса-лям табаракта йа зальджаляли валь икрам». После прочитывается аят аль-Курси и проговариваются зикры: «Субханаллах», «Альхамду лиллях», «Аллаху акбар» по тридцать три раза каждый. Далее молящийся поднимает руки на уровень груди ладонями вверх и делает ду‘а (молит Всевышнего), по завершению которого протирает руками лицо. Эти действия совершаются после традиционных (сунна) намазов зухра, магриба, ‘иша и после обязательных намазов фаджра и ‘асра. 

Важно знать, что промежуток времени между совершением обязательного и традиционного намазов не велик, правильнее всего не совершать каких-либо действий в это время кроме короткой молитвы (ду‘а) приведенной чуть выше: «Аллахумма анта ссалям ва минкя ссалям табаракта йа зальджаляли валь икрам» . Для проговаривания зикров после совершения намаза имам должен повернутся к тем, кто молился за ним. 

Довод (далиль):

Сунна. Мать правоверных Аиша рассказывала, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после произнесения ас-саляма в конце намаза (подразумеваются намазы: зухр, магриб и иша) сидел только на протяжении проговариваемого им дуа: «Аллахумма анта ссалям ва минкя ссалям табаракта йа зальджаляли валь икрам». 

Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «…Просите (молите) Аллаха внутренней стороной кистей рук и не просите Его внешней стороной, а по завершению протирайте ими (ладонями) свои лица». 

Передается, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) после окончания утренней молитвы поворачивался лицом к своим сподвижникам. Подобное действие Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) давало понять вновь зашедшим в мечеть, что молитва уже завершена, так как имам уже не смотрит в сторону киблы. 

Покрывание головы в молитве 

Намаз как обязательный (фард), так и традиционный (сунна) следует выполнять с покрытой головой, данное действие является желательным (мустахаб). Легкомысленное и небрежное оставление покрывания головы при совершении намаза – порицаемо (макрух). Но, не смотря на это, намаз считается выполненным правильно. Если же покрытие головы не представляется возможным в виду каких-либо причин, порицаемость аннулируется. 

Довод (далиль):

Сунна. Ибн ‘Умар сказал: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) носил белый головной убор». 

Абдулла ибн Са‘ид рассказывал, что он видел на Али ибн Хусейне египетский головной убор (калянсува) белого цвета. Ракяна ибн Абдуязид слышал как Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Чалма и головной убор – это разница между нами и многобожниками» . 

Автор: Рустам Нургалеев, заместитель председателя Совета улемов РТ, проректор по учебной работе Казанского исламского университета. 
Источник: islam-portal.ru

Offline
Хадис аль-Ханафи

   
   
03:3625.09.2016
Комментарии
Публикация закрыта от комментирования
Хадис аль-Ханафи
Сейчас обсуждают
Популярные записи недели
По просмотрам
По комментариям
 
Пользователи в сетиНас уже 20578, на сайте: 0. Последний зарегистрированный: Исламбек Таңжанов