Рассказы из Корана: Владельцы сада ✅

Коран о владельцах сада 

В 68-й главе Корана Аллах сравнивает язычников Мекки времен пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) с людьми, прозванными «владельцами сада». Эти люди не признавали факт получения благ от Аллаха, не были Ему благодарны и грубо нарушали законы Аллаха.

Мекканские язычники поступали так же. Аллах дал им самое большое из благ – послал к ним последнего из Своих пророков, благодаря которому они могли добиться огромного успеха как в земной жизни, так и на том свете. Но язычники не признали пророка и стали его противниками. Поэтому их ждала та же участь, что и Владельцев сада. 

Коран гласит: 

إِنَّا بَلَوْنَاهُمْ كَمَا بَلَوْنَا أَصْحَابَ الْجَنَّةِ إِذْ أَقْسَمُوا لَيَصْرِمُنَّهَا مُصْبِحِينَ ﴿١٧﴾ وَلَا يَسْتَثْنُونَ ﴿١٨﴾ فَطَافَ عَلَيْهَا طَائِفٌ مِّن رَّبِّكَ وَهُمْ نَائِمُونَ ﴿١٩﴾ فَأَصْبَحَتْ كَالصَّرِيمِ ﴿٢٠﴾ فَتَنَادَوْا مُصْبِحِينَ ﴿٢١﴾ أَنِ اغْدُوا عَلَىٰ حَرْثِكُمْ إِن كُنتُمْ صَارِمِينَ ﴿٢٢﴾ فَانطَلَقُوا وَهُمْ يَتَخَافَتُونَ ﴿٢٣﴾ أَن لَّا يَدْخُلَنَّهَا الْيَوْمَ عَلَيْكُم مِّسْكِينٌ ﴿٢٤﴾ وَغَدَوْا عَلَىٰ حَرْدٍ قَادِرِينَ ﴿٢٥﴾ فَلَمَّا رَأَوْهَا قَالُوا إِنَّا لَضَالُّونَ ﴿٢٦﴾ بَلْ نَحْنُ مَحْرُومُونَ ﴿٢٧﴾ قَالَ أَوْسَطُهُمْ أَلَمْ أَقُل لَّكُمْ لَوْلَا تُسَبِّحُونَ ﴿٢٨﴾ قَالُوا سُبْحَانَ رَبِّنَا إِنَّا كُنَّا ظَالِمِينَ ﴿٢٩﴾ فَأَقْبَلَ بَعْضُهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ يَتَلَاوَمُونَ ﴿٣٠﴾ قَالُوا يَا وَيْلَنَا إِنَّا كُنَّا طَاغِينَ ﴿٣١﴾ عَسَىٰ رَبُّنَا أَن يُبْدِلَنَا خَيْرًا مِّنْهَا إِنَّا إِلَىٰ رَبِّنَا رَاغِبُونَ ﴿٣٢﴾ كَذَٰلِكَ الْعَذَابُ ۖ وَلَعَذَابُ الْآخِرَةِ أَكْبَرُ ۚ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ 

«Мы испытали их, как испытали владельцев сада, поклявшихся, не учтя при этом Божьей воли, что утром непременно сорвут плоды. Ночью, пока они спали, их сад поразила кара от твоего Господа. К утру сад был словно пожатое поле. А на рассвете они стали звать друг друга: 

– Ступайте на свою пашню, если хотите сорвать плоды! 

Они отправились туда, разговаривая шепотом: 

– Не впускайте сегодня к себе бедняков. 

Они шли утром с твердым намерением. Когда же они увидели сад, они сказали: 

– Мы сбились с пути! 

А потом сказали: 

– Вернее, мы оказались лишенными. 

Лучший из них сказал: 

– Разве не спрашивал я вас: «Почему не славите Аллаха?» 

– Слава нашему Господу! – сказали они. – Мы были несправедливы. 

Они стали упрекать друг друга и сказали: 

– Горе нам! Мы были преступниками. Быть может, наш Господь даст нам взамен нечто лучшее. Воистину, мы обращаемся к нашему Господу. 

Таково наказание в этой жизни, а наказание на том свете еще ужаснее! Если бы они только знали!» (Коран, 68:17–33) 

Версии и подробности происшествия 

Ибн Аббас (радиаЛлаху 'анху) полагал, что данная история – лишь притча (Ибн Кясир. Комментарий к Корану). Но, по мнению Сагида ибн Джубейра (радиаЛлаху 'анху), это реальный случай, произошедший в селении Дорван около йеменской столицы Сана. Корановеды приводили следующие подробности: 

В указанном селении жил очень богатый и набожный человек. Немалую часть урожая он щедро раздавал бедным и нуждающимся людям. После его смерти имущество унаследовали сыновья, которые во время сбора урожая решили ни с кем не делиться: 

– Отец был простаком, – говорили они. – Все тратил на разных бедняков. Мы же не столь глупы, чтобы отдавать им плоды своего труда. 

Они решили отправиться ранним утром в свой сад и собрать плоды, ничего не оставив бедным. 

Такая скупость, нарушающая права других рабов Аллаха, не осталась безнаказанной: в ту же ночь их поля были сожжены горячими ветрами по воле Аллаха.

Братья, как и планировали, отправились утром в свой сад, но ничего на его месте не увидели. Они подумали, что, вероятно, оказались в другом месте, а их поля находятся дальше. Но через некоторое время они поняли, что это не так – это и был их сад, на который обрушилась Божья кара за их козни. Они корили себя, взывали к Аллаху, но было поздно: они получили по заслугам. 

Смысл истории 

В Коране данная история приводится в качестве предупреждения. В предшествующих ей аятах говорится о непокорности курайшитов (вместе с их руководителем Валидом, сыном Мугыры) и их отрицании пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Эта история предупреждает язычников, что их ждут аналогичные последствия, если они не прекратят козни против пророка и Корана, не перестанут нарушать права Аллаха и Его творений, переоценивать свои собственные силы и унижать ни в чем неповинного пророка и мусульман. 

Аллах дает гордецам возможность исправиться. Но если они не воспользуются предоставленной возможностью, воспримут такую отсрочку как одобрение своих действий и будут насмехаться над верующими, тогда их ждет неожиданное и сокрушительное действие Божьего закона воздаяния. Они окажутся в роли наказанных преступников, и в этот момент им уже не помогут ни слова о вере в Аллаха, ни раскаяние. 

وَإِذَا أَرَدْنَا أَن نُّهْلِكَ قَرْيَةً أَمَرْنَا مُتْرَفِيهَا فَفَسَقُوا فِيهَا فَحَقَّ عَلَيْهَا الْقَوْلُ فَدَمَّرْنَاهَا تَدْمِيرًا 

«Когда Мы хотим погубить селение, Мы велим его влиятельным жителям делать добро, но они затем грешат в этом селении, и тогда сбывается слово о каре, и Мы уничтожаем селение полностью». (Коран, 17:16) 

Выводы 

Люди созданы Аллахом для совместного проживания в этом мире и не могут жить поодиночке. Для гармоничного сосуществования Аллахом установлены определенные правила, а также предоставлены два особых права: 

– на пропитание для всех людей, 

– на больший заработок для некоторых из них. 

Первое право означает, что каждый человек может зарабатывать себе на жизнь. Никто не должен лишаться пропитания. У каждого есть право на жизнь, поэтому в данном плане это право одинаково для всех. 

Второе право означает возможность получения большего заработка некоторыми людьми: 

وَاللَّـهُ فَضَّلَ بَعْضَكُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ فِي الرِّزْقِ 

«Некоторых из вас Бог возвысил над другими богатством и уделом». (Коран, 16:71) 

Но такое возвышение не означает, что каждый сам волен целиком и полностью распоряжаться полученным от Аллаха богатством. Нет, чем больше человек зарабатывает, тем больше у других прав на часть этого имущества. Сюда входят права Аллаха и права Его творений. Если кто-то отрицает эти права и считает свое имущество своей исключительной собственностью, такому человеку не обрести конечного успеха, он оказывается под Божьим гневом: 

وَالَّذِينَ يَكْنِزُونَ الذَّهَبَ وَالْفِضَّةَ وَلَا يُنفِقُونَهَا فِي سَبِيلِ اللَّـهِ فَبَشِّرْهُم بِعَذَابٍ أَلِيمٍ 

«Тех, что накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, обрадуй мучительной карой». (Коран, 9:34) 

Валиду (сыну Мугыры) и другим лидерам курайшитов Аллах дал немалое материальное богатство. Господь также предоставил этим людям возможность получить невероятные духовные блага через пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), но вместо благодарности люди отреагировали самым негативным образом. Последствия такого поведения были такие же, как и в случае с владельцами сада: они лишились как материальных, так и духовных благ. Впереди их ожидал лишь вечный позор. 

فَاعْتَبِرُوا يَا أُولِي الْأَبْصَارِ 

«Остерегитесь же, если способны видеть!» (Коран, 59:2) 

Автор: Маулана Мухаммад Хифзурахман Сеохарви аль-Ханафи 
Книга: «Касас мин аль-Кур'ан
Источник: https://telegram.me/hanafi_madhab
Offline
Хадис аль-Ханафи

   
   
02:4001.10.2016
Комментарии
Публикация закрыта от комментирования
Хадис аль-Ханафи
Сейчас обсуждают
Популярные записи недели
По просмотрам
По комментариям
 
Пользователи в сетиНас уже 20580, на сайте: 0. Последний зарегистрированный: Ibnkizat