Милосердие Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) к обидевшим его ✅

Эдуард Монтье, французский востоковед и философ, бывший ректор Женевского университета писал:

«Мухаммад был самым чистым, самым набожным и самым милосердным человеком в истории». (Из книги «Арабы») 

Китайский лидер Мао Цзэдун (1893–1976) в глазах народа был подобием божества. Его слова считали священными, а приказы исполняли беспрекословно. И каким был результат? Мао Цзедун вошёл в число самых жестоких и массовых убийц. Он нёс ответственность за убийство от 30 до 40 миллионов человек. Эти люди были уничтожены за время его правления по обвинению в противоречии его идее и его политике. 

Всё это действительно так, но ислам — это совсем другое! 

В двух предыдущих пунктах речь шла о милосердии Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) к невежественным людям и грешникам. А как относился Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) к тем, кто наносил обиду ему самому? 

Человеку свойственно любить себя, и нередко случается, что человек советует другим прощать и быть снисходительными и великодушными, а когда обидят его самого, приходит в исступление, гневается, впадает в ярость… 

Так происходит с большинством людей. Однако Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) — исключение из этого правила. 

Мать верующих ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

«Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещённое Аллахом, он мстил ради Аллаха». [Аль-Бухари; Муслим]

И примеров этого в жизнеописаниях Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) великое множество. 

Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) наносили обиды, как мусульмане, так и не мусульмане. При этом не приходится сомневаться в том, что не мусульман среди них было больше. В этом же пункте речь пойдёт о милосердии Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) к мусульманам, которые нанесли ему обиду или каким-то образом задели его. 

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Мы, курайшиты, строго относились к женщинам, а когда мы переселились в Медину, то обнаружили, что у жителей города всё наоборот, и наши женщины стали учиться у их женщин. Однажды я рассердился на свою жену, но с удивлением обнаружил, что она отвечает мне. Я осудил её за это, однако она сказала: ‹Почему ты осуждаешь меня за то, что я отвечаю тебе? Клянусь Аллахом, жёны Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) тоже отвечают ему, и бывает, что одна из них отказывается разговаривать с ним до самого вечера›. Тогда я запахнул на себе одежду, зашёл к Хафсе и спросил её: ‹Ты отвечаешь Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), когда он гневается на тебя?› Она ответила: ‹Да›. Я спросил: ‹И бывает так, что одна из вас не общается с ним до самой ночи?› Она ответила: ‹Да›. Я сказал: ‹В убытке окажется та из вас, которая поступает так! Разве не думает она о том, что Всевышний Аллах может разгневаться на неё из-за того, что на неё гневается Его Посланник? И тогда ты погибла! Не отвечай Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и не проси его ни о чём, и если тебе что-нибудь понадобится, проси у меня. И не пробуй вести себя так, как твоя соседка, ибо она лучше тебя, и Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) любит её больше, чем тебя›”». [Аль-Бухари; Муслим]

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) также был милосерден к тем сподвижникам, которые совершали что-нибудь неподобающее в отношении него. В качестве примера можно привести события в Худайбии. Сподвижникам казались несправедливыми некоторые пункты мирного договора, который мусульмане заключили с язычниками. Они были обеспокоены и опечалены. Однако Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) всё-таки заключил этот договор, потому что Всевышний Аллах повелел ему сделать это, и это зависело не от него, не говоря уже о том, что в этом мирном договоре было много пользы для мусульман. Некоторые сподвижники увидели в договоре лишь его отрицательные стороны, и не заметили положительные. Из-за этого они были подавлены и угрюмы. Именно в таком положении они пребывали, когда, закончив составлять соглашение о перемирии, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) велел своим сподвижникам: «Встаньте и заколите свой жертвенный скот, а потом обрейте головы (то есть он велел им выйти из состояния ихрама)». Но реакция на его веление была такой, какой очень сложно было ожидать от этого великого поколения: они не договаривались об этом, но никто из них не двинулся с места, несмотря на то, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) повторил своё требование трижды! 

Это случилось в истории сподвижников в первый и последний раз. Случай поистине удивительный. Сподвижники были так отягощены своей печалью и тревогами, что никто из них не исполнил веление Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) зарезать жертвенный скот и обрить голову! 

Увидев, что никто из них не встал, опечаленный Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) зашёл к Умм Саляме, рассказал ей о том, как повели себя люди по отношению к нему, и Умм Саляма сказала: «О Пророк Аллаха, хочешь ли ты, чтобы это твоё веление выполнили? Выйди наружу и никому не говори ни слова, пока сам не принесёшь в жертву своего верблюда и не позовёшь своего цирюльника, чтобы он обрил тебе голову». Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) вышел наружу и не заговорил ни с кем из них, пока не сделал всё это: он заколол своего верблюда и позвал своего цирюльника, который обрил ему голову. Увидев это, его сподвижники поднялись со своих мест, принесли в жертву своих животных и стали брить друг другу головы так поспешно, что чуть не убили друг друга, охваченные печалью и сожалением. [Аль-Бухари] 

Важно отметить, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) никак не прокомментировал это событие и никак не указал на то, что сподвижники сделали упущение в покорности ему, хотя он не только был верховным лидером и единственным предводителем, но и посланником Господа миров, и покорность ему — основа религии, а ослушание его — погибель в этом мире и в мире вечном. 

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) никак не прокомментировал их проступок, потому что был снисходительным к ним и проявлял милосердие, понимая, насколько сильны их боль, печаль и тревога. К тому же он знал, что эта ошибка случайна по своей сути: до этого ничего подобного не случалось, и у Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) были все основания думать, что ничего такого не случится и впредь… Кризис был преодолён с удивительным спокойствием. Люди вернулись в Медину, возвратившись к покорности после этого недолгого ослушания. 

‘Али ас-Салляби пишет в своей книге «Жизнь Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»:

«Из истории худайбийского мира мы знаем, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб и некоторые другие сподвижники возражали против заключения перемирия с язычниками, поскольку условия мирного договора, предложенные язычниками, казались им чрезмерно жёсткими и несправедливыми по отношению к мусульманам. Однако позже они раскаялись в этом, поняв, что им было ненавистно то, что одобрил Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Эта история стала уроком и назиданием для них на всю оставшуюся жизнь. Они больше никогда не делали ничего подобного и предостерегали других от совершения подобной ошибки. Они учили других не полагаться на личное мнение и не доверять ему, когда речь идёт о религии. ‘Умар говорил: “О люди! Не опирайтесь на личное мнение, когда речь идёт о религии. Я, поступая в соответствии со своим иджтихадом, оспаривал веление Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и, разумеется, оказался неправ. Это было в день, когда Абу Джандаль был возвращён язычникам”». 

Позже Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) пожелал подтвердить ‘Умару правдивость его сна и собственную правоту, а также то, что он неотступно следует велениям Господа миров и неуклонно исполняет их. Поэтому он послал за ‘Умаром, как только Всевышний Аллах ниспослал суру «Победа», подтверждающую величие этого мирного договора: Господь миров назвал его явной победой. 

Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) прочитал ниспосланное ‘Умару от начала до конца, и тот спросил: «Это действительно победа?» Он ответил: «Да». 

‘Умар понял, что поступил неправильно, когда возражал против заключения договора, и после этого старался искупить свою вину. Сам он говорил о себе: «И я много чего делал для этого». [Аль-Бухари] 

Историки упоминают о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) пришёл к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), чтобы выразить свой протест против заключения этого мирного договора. Он сказал: «Разве ты не Посланник Аллаха?» Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) ответил: «Да, я — Посланник Аллаха». ‘Умар (да будет доволен им Аллах) спросил: «Разве мы не мусульмане?» Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Да, мы мусульмане». ‘Умар (да будет доволен им Аллах) спросил: «Разве они не многобожники?» Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Да, они многобожники». ‘Умар (да будет доволен им Аллах) воскликнул: «Почему же мы тогда позволяем унижать нашу религию?!» Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Поистине, я — Посланник Аллаха, и я не ослушиваюсь Его». А в другой версии этого хадиса упоминается, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Я — раб Аллаха и Его Посланник. Я никогда не поступлю вопреки Его велению, и Он никогда не оставит меня».

‘Умар (да будет доволен им Аллах) спросил: «Разве мы не говорили о том, что придём к Дому и совершим обход вокруг него?» Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Да, это так. Но разве я говорил тебе, что это непременно случится в этом году?» Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нет». Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Ты обязательно придёшь к Дому и совершишь обход вокруг него». 

‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я отправился к Абу Бакру и спросил его:“Разве он не Посланник Аллаха?” Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) сказал: “Да, он — Посланник Аллаха”. Умар (да будет доволен им Аллах) спросил: “Разве мы не мусульмане?” Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) сказал: “Да, мы мусульмане”. ‘Умар (да будет доволен им Аллах) спросил: “Разве они не многобожники?” Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) сказал: “Да, они многобожники”. ‘Умар (да будет доволен им Аллах) воскликнул: “Почему же мы тогда позволяем унижать нашу религию?!” Абу Бакр ас-Сыддик (да будет доволен им Аллах) сказал, советуя ему не противоречить Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам): “Подчиняйся ему. Поистине, я свидетельствую, что он — Посланник Аллаха, и что истина — то, что он повелел. Он никогда не поступит вопреки велению Аллаха, и Аллах никогда не оставит его”».

‘Умар также сказал о себе: «Я не переставал поститься, раздавать милостыню и освобождать рабов во искупление сказанного мною тогда до тех пор, пока у меня не появилась надежда на благой исход». [Ат-Табари; Ибн Хишам]

То, что сделал ‘Умар (да будет доволен им Аллах), достойно одобрения и восхищения… 

В этом эпизоде из жизни Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) как нельзя лучше проявилось его безграничное милосердие. Он не обратил внимания на обиду, нанесённую ему, потому что думал только о своей общине, и таким он был до конца своих дней.

Увидев, насколько милосердным был Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) к своим жёнам и сподвижникам, кто-то может сказать: мол, так он относился к близким людям, и это понятно. Поэтому рассмотрим несколько случаев, в которых проявилось милосердие Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) к совершенно чужим для него или малознакомым людям, или даже к мусульманам, которые поступали с ним неподобающим образом, и враждебно настроенным лицемерам. 

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Однажды, когда я шёл вместе с Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), на котором был плащ из Наджрана с грубой оторочкой, его догнал какой-то бедуин. Он так сильно потянул его за край плаща, что из-за этого на плече Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) остался след, а потом сказал: “Вели дать мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые есть у тебя!” Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) повернулся к нему и рассмеялся, а потом велел дать ему чтонибудь». [Аль-Бухари; Муслим] 

Милосердие Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) к этому бедуину поистине удивительно. Казалось бы, подобная грубость и настырность должна вызвать соответствующую реакцию — достаточно жёсткую, чтобы поставить на место подобных людей и отбить у них желание впредь вести себя столь грубо и неучтиво по отношению к благородному Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), тем более, что он был к тому же главой исламского государства. По представлению многих, проявить милосердие в подобном случае — значит проявить снисходительность и простить. А одарить подобного человека, да ещё избавив от наказания, — это вершина милосердия. 

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт:

«Однажды мы сидели вместе с Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Обычно, когда он вставал, мы тоже вставали и оставались в таком положении, пока он не входил в дом одной из своих жён. В тот день мы тоже встали, когда встал он, и увидели бедуина, который догнал его и потянул за плащ так, что на его шее остался красный след, поскольку у плаща была грубая оторочка. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) повернулся к нему. Бедуин сказал ему: “Нагрузи мне чем-нибудь двух верблюдов! Поистине, ты ведь даёшь не из своего имущества и не из имущества твоего отца!”. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: “Нет, прошу прощения у Аллаха! Нет, прошу прощения у Аллаха! Нет, прошу прощения у Аллаха! Я ничего тебе не дам, пока ты не ответишь за то, что дёрнул меня так”. А бедуин говорил в ответ: “Нет, клянусь Аллахом, я не отвечу за это!” Потом Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) позвал одного человека и сказал: “Нагрузи ему этих двух верблюдов: одного — ячменём, а второго — финиками”. А потом он повернулся в нашу сторону и сказал: “Идите, и да благословит вас Всевышний Аллах”». [Абу Дауд; ан-Насаи]

Очевидно, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) мог принудить бедуина к воздаянию равным за причинённую боль, или, по крайней мере, лишить его даяния. Но в данном случае милосердие возвысилось над справедливостью, и Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) одарил его, причём одарил щедро. 

В завершение этого пункта приведём один замечательный случай, о котором рассказал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах). Один человек пришёл к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и стал требовать возвращения долга в грубой форме. Сподвижники уже собрались проучить его. Однако Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Оставьте его, ибо поистине, обладающий правом имеет право говорить». А потом он сказал: «Дайте ему животное того же возраста». Люди ответили: «Есть только лучшее по возрасту». Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Дайте ему такое, ибо поистине, лучший из вас — тот, кто лучше всех уплачивает долги». [Аль-Бухари; Муслим]

Как велико было милосердие Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) к этому грубому человеку! 

Этот заимодавец разговаривал с Посланником Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) заносчиво, превозносясь над ним и совершенно игнорируя его положение, и сподвижники, несмотря на свою кротость и благонравие, почувствовали желание ударить этого человека или иным способом заставить его прекратить, потому что он вёл себя очень грубо по отношению к Посланнику Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Однако Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) проявил необычайное милосердие. Во-первых, он запретил сподвижникам принимать какие-либо меры против этого человека, а во-вторых, похвалил неблаговоспитанного заимодавца, и назвал его обладателем права и сказал, что это право даёт ему определённую силу и оправдывает жёсткость, с которой он говорил с ним. И, в-третьих, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) отдал этому человеку верблюда, который был лучше, чем тот, которого Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) у него взял в долг, хотя справедливость предполагает, что он должен был только отдать ему долг. Однако милосердие Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) было поистине безграничным и распространялось на всех, с кем ему случалось общаться и взаимодействовать. 

Наилучшим завершением этого пункта, пожалуй, являются слова нашего Господа:

وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ

«Мы послали тебя только как милость для миров». (Сура 21 «Пророки», аят 107)

Автор: Шейх Рагиб аль-Ханафи ас-Сирджани
Книга: «Милосердие в жизни Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»

Offline
Хадис аль-Ханафи

   
   
03:1019.09.2016
Комментарии
Публикация закрыта от комментирования
Хадис аль-Ханафи
Сейчас обсуждают
Популярные записи недели
По просмотрам
По комментариям
 
Пользователи в сетиНас уже 20580, на сайте: 0. Последний зарегистрированный: Ibnkizat