Намаз - это мирадж верующего - Пятничная проповедь
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жанкала Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалкар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек
Аср 18:03
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байқоныр Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жаркент Жаңқала Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалқар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба Қарасу ауданы Үшарал
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
03:44 05:20 12:52 18:03 20:18 21:55
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Шавваль 1443
Григорианский
21 мая 2022

Циклы уроков

Намаз - это мирадж верующего

Намаз - это мирадж верующего

Дни выхода уроков: Пятница
22 апр. 2022 182 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Дорогие братья, уважаемый джамаат! Пусть Всевышний Аллах запишет награду за каждый ваш шаг на пути в мечеть в этот пятничный день! Сегодня мы поговорим о достоинствах и награде за совершение намаза, который Посланник Аллаха ﷺ назвал опорой религии и мираджем верующего. В 87 местах Священного Корана говорится о совершении намаза. Такое большое количество упоминаний говорит о том, насколько выполнение этого приказа является важным. Когда дело доходило до намаза, Пророк ﷺ говорил такие слова, как: «Намаз – это услада моих глаз, опора религии, намаз – это ключ к Раю». В Коране благословение Ибрахима приводится следующим образом:

 

«О, мой Господь! Сделай меня совершающим намаз (наилучшим образом) и моих потомков (сделай такими же)! Господь наш! Прими (мою) мольбу!»

 

Это благословение каждого аксакала. Это дуа, которое должен говорить каждый родитель. Не так уж важно просить о богатстве, но будут ли наши потомки и их потомки придерживаться той же религии, тех же канонов Шариата, как и мы с вами? Мы ведь не можем дать гарантию в этом вопросе. Поэтому это дуа должно быть постоянной мольбой каждого аксакала, каждой бабушки и каждого родителя. «Аллах, сегодня ты наделил меня милостью совершения намаза, так надели же этой милостью и моих потомков». Мудрец Лукман-хаким во время наставления своего сына говорил следующие слова, приведенные в Коране:

 

«О, мой сыночек!», он говорит это ласково.

 

«(Полноценно) совершай намаз»

 

«Призывай к благому, запрещай порицаемое»

 

«И терпеливо переноси все, что постигает тебя, оставайся терпеливым!»

 

Таково наставление Лукман-хакима, которое показывает нам, каким должно быть наставление одного отца своему сыну. Сначала показывается хорошее отношение к своему сыну с ласковым обращением к нему: «О, мой сыночек, мой дорогой сын!», только после этого говорится: «Сынок, полноценно совершай свои намазы!». Он не говорит: «Зарабатывай, не покладая рук, работай без устали», однако он говорит: «Призывай людей к благому и запрещай порицаемое! Этот мир полон испытаний, так и к тебе придет испытание, которые ты должен будешь терпеливо перенести, не жалуясь на своего Господа!» Так, нам дается образец наставления отца к своему сыну. Наш прадед Бухар-жырау говорил:

 

«И пятым вашим пожеланием пусть будет совершение пятикратного намаза без упущений»,

 

А Каблиса-жырау воспевал:

 

«В это безграничное время

 

Придерживайтесь повелений Творца.

 

Следите строго, как за пасущимся скотом, за пятью намазами,

 

Которые повелел Всевышний»

 

Сегодня мирное время, вы абсолютно здоровы, вот сегодня и выполняйте повеление Аллаха. Не ждите, пока беда постучится в ваш дом. Не ищите Аллаха и мечеть только тогда, когда с вами случается что-то плохое. Выполняйте повеления Аллаха в спокойное время, когда у вас есть работа, заработок, свое дело и ваше здоровье позволяет. Это повеление Аллаха вы не сможете заменить другими вещами, вы не можете откупиться деньгами, а отец не может совершать намаз за сына. Поэтому следите за своими намазами так же строго, как пастух строго следит за пасущимся скотом. Хаким Абай сказал:

 

«Ораза, намаз, закят, хадж – это беспрекословные дела, Если ты хорош, то выполняй их все полноценно»

 

Если ты хороший человек, то выполняй все данные действия без упущений. Кто сказал это? Кому принадлежат эти слова? Они принадлежат не другим арабским шейхам, а нашим казахским акынам и жырау. Первый из них – известный советник Абылай-хана, живший в 18 веке, Бухар-жырау Калкаманулы. Второй – ученик Суйенбай-акына Каблиса-жырау Асанулы, который также жил в 18 веке. Представлять третьего человека, а именно Абая Кунанбаева, будет лишним. Если мы с вами взглянем, то заметим, что все эти люди были главными идеологами, народными советниками в свое время. Когда они давали свои наставления людям, то доводили до них приказы Аллаха и призывали к совершению всех божественных повелений. Люди, которые говорят, что в мечетях не рассказывают про Абая и Шакарима, исчезают после того, как мы приводим такие замечательные наставления Абая, Шакарима и Бухар-жырау. Если мы говорим, что следуем пути наших предков, то не стоит упускать из виду их наставления. Наши предки после того, как сами были стойкими в религии, призывали всех своих родных и близких к религии. «Ораза, намаз, закят, хадж – это дела, которые надо выполнять беспрекословно, вы не можете препираться в отношении этих вещей, эти поклонения безусловно пришли от Аллаха и стали обязанностью для всех нас. Если ты хороший человек, если ты считаешь себя хорошим, то выполняй все эти пункты полноценно».

 

Уважаемые братья, намаз – это самое важное поклонение. В этот намаз входит восхваление Аллаха, прославление Аллаха, поминание (зикр), покаяние (тауба), мольба о прощении, дуа. Как мы уже упомянули выше, намаз является мираджем верующего, для полноценного совершения которого необходимо знать о его достоинствах: Во-первых, намаз удерживает человека от бесстыдства. Совершение намаза удерживает человека, который его совершает, от плохих поступков. Данное великое поклонение защищает и оберегает человека от распутных деяний. В Коране Всевышний Аллах сказал:

 

«Читай внушенное тебе (в виде откровения) из Книги (Корана)»

 

«И полноценно совершай намаз»

 

«Поистине, намаз оберегает от грехов и ослушания (Аллаха)»

 

Понятие о том, что человек, совершающий намаз, далек от плохих, запретных действий, происходит из этого аята. Совершает ли грех человек, который стоит в намазе? Нет, не совершает. Также и верующий человек после намаза будет стараться избегать совершения грехов, также как он не допускает совершения их в намазе, осознавая, что он постоянно находится под присмотром Всевышнего Аллаха. А у человека, который выполняет намаз, но не может избавиться от совершения плохих и распутных деяний, есть недостатки в намазе, согласно словам наших ученых. Возможно, этот недостаток в омовении, в намерении или в чем-либо другом.

 

2. Намаз является причиной прощения грехов.

 

В известном для всех нас хадисе Посланник Аллаха ﷺ обратился к своим сподвижникам со словами: «Если перед вашим домом будет протекать река, и каждый из вас будет купаться в этой реке пять раз в день, то останется ли на вас грязь?» Сподвижники ответили: «Нет, о Посланник Аллаха, на нас не останется грязи». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Таким же образом пять намазов смывают все грехи и ошибки с человека».

 

В книге «Фатхуль-Бари» этот хадис поясняется следующим образом: «Подобно тому, как тело и одежда человека избавляется от грязи посредством многократного мытья, также и пять намазов являются искуплением для грехов человека». Из этого хадиса, уважаемые братья, нам стоит вынести для себя следующее: если человек избегает больших грехов, то ежедневно совершаемые нами пять намазов будут искуплением для других маленьких грехов. В этой короткой жизни вполне возможно, что мы с вами совершим какие-либо грехи языком или руками, или другим способом. Так вот, совершаемые нами намазы являются каффаратом (искуплением). Анас ибн Малик приводит такой случай: «Во времена Пророка ﷺ один человек сказал: «О посланник Аллаха, я совершил грех, за который заслуживаю наказание!» Пророк ﷺ не спросив о том, какой грех он совершил, после наступления времени намаза приступил к совершению намаза вместе с этим человеком. После намаза человек снова сказал: «О посланник Аллаха, я совершил грех, за который заслуживаю наказание! Накажите меня так, как указано в Коране». Тогда Пророк ﷺ спросил: «Разве ты не совершил с нами намаз только сейчас?»

 

- Да, я совершил.

 

- Тогда твой намаз послужит прощением для твоих грехов.

 

Из данного случая мы понимаем, что грех того человека не был большим. Мы делаем выводы, что это был небольшой грех, но человек преувеличил его в своих глазах, посчитав, что заслуживает большого наказания. Также мы видим, что намаз является каффаратом для всех больших и маленьких грехов, уважаемые братья.

 

3. Намаз – это наша с вами благодарность Творцу.

 

Кто и как проявляет благодарность? Недостаточно выражать благодарность только на словах. «Шукир, тауба, главное, я здоров и цел», «Господь, спасибо тебе за все» и другие подобные слова являются недостаточными. В Коране Всевышний Аллах сказал:

 

«Аллах вывел вас из утробы ваших матерей, когда вы ничего не знали»

 

«Он дал вам слух, зрение и сердце»

 

«чтобы вы были благодарны»

 

Видели ли вы, как новорожденный жеребенок спустя несколько минут после рождения встает на четыре ноги и сразу же примыкает к груди матери? Те, кто вырос в селах, вы знаете о том, что им не требуется много времени. А что насчет человека? Может ли человек после рождения встать, пойти и одеться самостоятельно? Мы сами сейчас порой можем оказаться в состоянии, будто только спустились с небес. Но нет, чтобы мы стали такими, какими мы являемся сейчас, на нас оказали влияние наши родители, братья, дедушки и бабушки и другие многочисленные люди. Если вы станете вспоминать сейчас, кто оказал вам помощь, второй, третий, то поймете, что каждый имеет свою роль. А что по поводу милостей, дарованных нам от нашего Господа? Их сосчитать просто невозможно. Милость Аллаха в виде наших детей, здоровья и т.д. Вы знаете, что каждую пятницу мы делаем дуа за тех, кто болеет. Эти люди просят сделать за них дуа, так как мольбы большого количества людей возможно примутся. А мы с вами здоровы, сегодня участвуем в пятничном намазе, будучи абсолютно здоровыми. Это сама по себе большая милость. А выражение благодарности за все эти милости только на устах недостаточно. В Коране Всевышний Аллах сказал:

 

«О род Дауда! Совершайте (благие дела) в качестве благодарности!»

 

Если вы обратите свое внимание, то заметите, что здесь не сказано: «Говорите благодарность», но сказано «совершайте благодарность!» Следовательно, благодарность не выражается только на словах, благодарность должна быть выражена в поступках.

 

Самое наилучшее проявлении благодарности в виде поступка – это намаз. По этой причине, уважаемые братья, наши с вами совершаемые намазы – это благодарность нашему Создателю за все дарованные Им блага. Когда Аиша увидела, как Пророк ﷺ совершал ночные намазы до тех пор, пока его ноги не опухали, то она сказала: «О посланник Аллаха, разве Аллах не простил вам все ваши прошлые и будущие грехи? Почему вы так мучаете себя?». Что ответил на это Посланник Аллаха? Пророк ﷺ сказал: «Разве я не должен быть благодарным?». Из этих слов мы понимаем, что совершение намаза – это наилучший образец выражения благодарности Всевышнему Аллаху. Поэтому, дорогие братья, наши с вами совершаемые намазы являются благодарностью Аллаху за все блага и милости, дарованные нам.

 

4. Намаз – это наше продовольствие в Вечной жизни.

 

Мирская жизнь – это пашня для Вечной жизни, а намаз увеличивает наше продовольствие в Вечной жизни и заступится за нас в Судный день. В Коране Всевышний Аллах передает следующую благую весть:

 

«Поистине, верующие обретут успех – те, кто проявляет смирение во время намаза»

 

Данный аят показывает высокую степень людей, совершающих намаз, и радует их благой вестью. Если в наши дни любому человеку сказать: «Если ты сделаешь то-то и то-то, то избавишься от кредита», то человек сделает это. Человек пойдет на этот шаг. Либо если сказать должнику: «Сделай то-то, и я прощу тебе твой долг», то человек сделает это. Всевышний Аллах же говорит: «Если человек совершает намаз со смирением и спокойствием, то воистину, он спасся». От чего он спасся? От наказания Всевышнего в Судный день, от огня Ада. Таким образом, братья, наши намазы – это наше продовольствие в Судный день. Сейчас вы собрались здесь с целью увеличить свое продовольствие, пришли раньше времени, возлагая надежды на получение награды за это. Пусть Всевышний Аллах одарит нас за наши намерения!

 

Первое, о чем мы будем спрошены в Судный день – это намаз. Пророк ﷺ сказал в своем хадисе:

 

«В Судный день самое первое, о чем будет спрошен человек – это намаз».

 

Только представьте, самым первым вопросом каждому человеку будет: «Совершал ли ты намаз? Как ты его совершал?»

 

«Если его намазы будут полноценными, то этот раб обретет успех и будет обрадован»

 

«Если же его намазы не будут полноценными, то он окажется в числе потерпевших убыток».

 

Уважаемые братья, пусть Всевышний Аллах убережет нас от того, чтобы быть в числе потерпевших убыток!

 

Всевышний Аллах, обладая знанием об этом, спросит в Судный день: «Посмотрите на обязательные намазы Моего раба. Выполнял ли он их полноценно либо присутствуют недостатки? Если обязательные намазы будут полноценными, то он получит награду за совершение намаза». Затем Всевышний Аллах спросит: «Совершал ли Мой раб полноценно все дополнительные намазы? Если он выполнял полноценно все дополнительные намазы, то дополните ими обязательные намазы, в которых есть недостатки». Затем таким же образом будут спрошены все другие поклонения, помимо намаза.

 

По этой причине, уважаемые братья, давайте стараться не пропускать дополнительные (нафиль) намазы, такие как закрепленные сунной, незакрепленные сунной, приветствие мечети и т.д. Давайте не оставлять совершение этих намазов!

 

В заключение наших слов, расскажем о степени человека, совершающего намаз. По мере искренности в совершении намаза люди делятся на следующие виды:

 

Человек, который небрежен к своим намазам. Такие люди не выполняют полноценно условия намаза, небрежны в отношении омовения, времени намаза и т.д.

 

Вторая степень – это люди, которые соблюдают условия намаза, правильно выполняют омовение и следят за временем намаза, но не могут противостоять наущению своего нафса. Так, разные мысли одерживают верх над ним во время совершения намаза.

 

Люди, которые придерживаются условий и времен намаза, способны противостоять различным наущениям, думая лишь о том, как бы их намаз не испортился, и они смогли бы получить награду за этот намаз.

 

Люди, которые соблюдают все условия совершения намаза, стараются совершать намаз полноценно и стараются правильно посвятить все свои мысли этому.

 

Люди, которые стараются совершать свои намазы полноценно без единого изъяна, и во время совершения намаза чувствуют себя так, будто они стоят перед Великим и Всемогущим Создателем, таким образом посвящая всю свою любовь и уважение Всевышнему Аллаху.

 

Пусть Аллах защитит нас от того, чтобы быть в числе людей первой и второй степени, уважаемые братья! Намаз, совершаемый людьми третьей, четвертой и, в особенности, пятой степени – это намаз, совершаемый в виде ихсан. Пусть Всевышний Аллах не накажет нас за неполноценно совершаемые нами намазы!

 

Сколько же еще вокруг нас родных и близких, которых Аллах не наделил милостью совершения намаза. Сколько же еще людей, которых Всевышний Аллах не наделил благом обязательного поклонения. Пусть Всевышний Аллах вложит и в их сердца любовь к данному поклонению! Пусть Всевышний Аллах поможет также всем людям, совершающим намаз, делать поступки, благодаря которым окружающие люди также полюбят намаз и захотят совершать его, а не будут испуганы или отвержены от религии. Да поможет Всевышний Аллах нам выполнять намаз, который является усладой для глаз и ключом к Раю, полноценно так, как это приводится в дуа Ибрахима!

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi