Женщины и лидерство
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек село Шамалган
Восход 05:35
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсанский Индерский район Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгуртский Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалинский район Каскелен Келесский район Кентау Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаковск Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды поселок Майкайын посёлок Солнечный посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек село Шамалган Семей Степногорск Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Уральск Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хобдинский район Хромтау Целиноградский район Чапаев Чиилийский район Шалкар Шардара Шаян Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:04 05:35 13:04 18:10 20:22 21:52
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Зуль-хиджа 1442
Григорианский
30 июля 2021

Статьи

Женщины и лидерство

| A | +
Вопрос: Являются ли эти хадисы про женское лидерство достоверными и что они означают?
 
«Мужчины исчезнут, если станут подчиняться женщинам». «Нация, которая доверила свои дела  женщине, никогда не может быть успешной». «Если ваши правители будут лучшими из вас, ваши богачи – щедрыми из вас, а дела ваши [будут решаться] в совете между собой, то верх земли лучше для вас, чем ее низ. Но если правители ваши будут худшими из вас, богачи ваши – жадными из вас, а делами вашими [будут заведовать] женщины ваши, то низ земли лучше для вас, чем ее верх» (Тирмизи 4, стр.459).

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!

Первый хадис упоминается Имамом Хакимом  в своей книге «Мустадрак ъаля ас-Сахихяйни»  в следующих словах:
 
 عَنْ أَبِي بَكْرَةَ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ: أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَتَاهُ بَشِيرٌ يُبَشِّرُهُ بِظَفَرِ خَيْلٍ لَهُ وَرَأْسُهُ فِي حِجْرِ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا فَقَامَ فَخَرَّ لِلَّهِ تَعَالَى سَاجِدًا فَلَمَّا انْصَرَفَ أَنْشَأَ يَسْأَلُ الرَّسُولَ فَحَدَّثَهُ فَكَانَ فِيمَا حَدَّثَهُ مِنْ أَمْرِ الْعَدُوِّ وَكَانَتْ تَلِيهُمُ امْرَأَةٌ فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «هَلَكَتِ الرِّجَالُ حِينَ أَطَاعَتِ النِّسَاءَ»

 

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передает, что когда к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек, чтобы обрадовать его хорошими новостями о его кавалерии, его голова находилась на коленях у Аиши (да будет доволен ею Аллах). Услышав новость, он упал в земном поклоне Всевышнему Аллаху, после чего начал расспрашивать вестника, задавая вопросы. Тот давал ответы и,  когда он начал рассказывать про врага, он сказал, что ими управляют женщины. На что Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мужчины исчезнут, если станут подчиняться женщинам».[1]


Несмотря на то, что подлинность этого хадиса является спорной, Имам Хаким упомянул, что есть и другие хадисы, подтверждающие смысл этого хадиса, как было упомянуто Алямой ас-Сахави в его книге «Макасид уль-Хасана».[2]

Второй хадис упоминается в Сахихе аль-Бухари следующими словами:

 

عَنْ أَبِي بَكْرَةَ، قَالَ: لَقَدْ نَفَعَنِي اللَّهُ بِكَلِمَةٍ أَيَّامَ الجَمَلِ، لَمَّا بَلَغَ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّ فَارِسًا مَلَّكُوا ابْنَةَ كِسْرَى قَالَ: «لَنْ يُفْلِحَ قَوْمٌ وَلَّوْا أَمْرَهُمُ امْرَأَةً»
 

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) передает: «Во время битвы аль-Джамаль, Аллах был ко мне щедр (я услышал слова Пророка). Когда Пророк узнал, что народ Персии назначил своим предводителем дочь Хосрова, он сказал: «Не преуспеет тот народ, которым правит женщина»[3]. Этот хадис достоверный.

 

Третий хадис упоминается Имамом Тирмизи в его «Сунане» следующими словами:

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِذَا كَانَ أُمَرَاؤُكُمْ خِيَارَكُمْ، وَأَغْنِيَاؤُكُمْ سُمَحَاءَكُمْ، وَأُمُورُكُمْ شُورَى بَيْنَكُمْ فَظَهْرُ الأَرْضِ خَيْرٌ لَكُمْ مِنْ بَطْنِهَا، وَإِذَا كَانَ أُمَرَاؤُكُمْ شِرَارَكُمْ وَأَغْنِيَاؤُكُمْ بُخَلاَءَكُمْ، وَأُمُورُكُمْ إِلَى نِسَائِكُمْ فَبَطْنُ الأَرْضِ خَيْرٌ لَكُمْ مِنْ ظَهْرِهَا.
 

Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если ваши правители будут лучшими из вас, ваши богачи – щедрыми из вас, а дела ваши [будут решаться] в совете между собой, то верх земли лучше для вас, чем ее низ. Но если правители ваши будут худшими из вас, богачи ваши – жадными из вас, а делами вашими [будут заведовать] женщины ваши, то низ земли лучше для вас, чем ее верх»[4].


Подобно первому хадису, подлинность этого хадиса может быть сомнительной[5], но в целом смысл поддерживается различными другими хадисами[6].

Для того чтобы полностью понять смысл этих хадисов, человек должен понимать сущность шариата.

 

Всевышний Аллах создал мужчин и женщин на этой земле, чтобы они выполняли свои обязанности и стремились достичь Его довольства, прожив эту жизнь так, как Он того требует от нас. В обществе на разных людей возлагаются разные функции, и они, как члены этого общества, выполняют отведенную им роль, например мэр, доктор, полицейский и т.д. При том, что и у мужчин и у женщин одна конечная цель в их жизни, им, все же, даны разные роли, методы и пути достижения этой цели, согласно присущим каждому из них особенностям и различиям между ними. Таким же образом, предписания, которые установил для нас Всевышний Аллах, в определенных моментах носят селективный характер, в связи с гендерными различиями.


Следующий хадис ясно подчеркивает необходимость принятия и соблюдения этих различий, и осуждает тех, кто пренебрегает ими:

 

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: «لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ المُتَشَبِّهِينَ مِنَ الرِّجَالِ بِالنِّسَاءِ، وَالمُتَشَبِّهَاتِ مِنَ النِّسَاءِ بِالرِّجَالِ
 

«Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказывает: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».[7]


Таким образом, шариат разделил роли мужчин и женщин во всех аспектах жизни, будь это поклонение, сделки в обществе, или структурирование семьи. Это не обсуждение прав и привилегий, скорее, это обсуждение обязанностей и функций мусульманина и мусульманки. Есть множество примеров, когда женщине отдается больше предпочтения перед мужчиной, в силу своего статуса перед Всевышним Аллахом. Например, ислам подчеркнул высокий статус женщины как матери и жены.

После того, как человек поймет природу шариата, он придет к выводу, что шариат назначил разные роли для мужчин и женщин и в административных вопросах. В этом контексте, шариат дал мужчине ответственность управлять государством и защищать всех тех, кто находится под его контролем, управляя их делами и соблюдая их благополучие. Можно так же сказать, что это милость Аллаха для женщин. Он снял это бремя с их плеч, зная, что они по своей природе являются более чистыми и нежными, чем мужчины, которые по своей сути, как известно, более напористы  и имеют сильные качества. Подобным образом, хадисы приведенные выше, говорят о том, что лучше руководить мужчине, чем женщине, были сказаны в свете их природных различий. Чтобы было проще понять, следует задать себе вопрос, если такие различия не существуют, то что означают понятия мужской и женский?

Важно принять к сведению, что данные хадисы не говорят о том, что человеку нельзя прислушиваться к советам женщины по волнующим вопросам. Так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по многим вопросам советовался со своими женами, например совет Умму Салямы  (да будет доволен ею Аллах)[8] после подписания договора на Худайбие, или совет Хадиджи после получения откровении в первое время[9].

Цель этих хадисов, чтобы указать, что мужчины должны выполнять те роли, для которых они были созданы Всевышним Аллахом. С другой стороны если мужчины будут выполнять роли, характерные женщинам, то это также приведет к ухудшению общества, как это видно из хадиса упомянутого выше относительно запрета  подражания женщинам.

А Аллаху ведомо лучше.
Уассалям.

 

[1] Mustadrak Hākim, 7789, The Book of Manners
 
[2] حَدِيث: هَلَكَتِ الرِّجَالُ حِينَ أَطَاعَتِ النِّسَاءَ، أحمد من حديث أبي بكرة بكار بن عبد العزيز بن أبي بكرة عن أبيه عن جده أنه شهد النبي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أتاه بشير يبشره بظفر جند له على عدوهم، ورأسه في حجر عائشة، فقام فخر ساجدا، ثم أنشأ يسأل البشير فأخبره مما أخبره أنه ولى أمرهم امرأة فقال النبي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: الآن هلكت الرجال إذ أطاعت النساء. قاله ثلاثا، وهو عند الحاكم بنحوه من هذا الوجه، وأن النبي صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قال: هلكت الرجال حين أطاعت النساء، وقال: صحيح الإسناد ولم يخرجاه، وأشار إلى أن شاهده حديث: لن يفلح قوم يملكهم امرأة، وقد مضى.
(المقاصد الحسنة، ص ٤٦٣، دار الكتاب العربي)
 
[3] Sahih al-Bukhāri, 7099, The Book of Afflicitons and the End of the World
 
[4] Sunan at-Tirmidhi, 2266, Chapters on al-Fitan (trials and tribulations)
 
[5] After narrating this hadīth, Imam Tirmidhi says:
هَذَا حَدِيثٌ غَرِيبٌ، لاَ نَعْرِفُهُ إِلاَّ مِنْ حَدِيثِ صَالِحٍ الْمُرِّيِّ، وَصَالِحٌ الْمُرِّيُّ فِي حَدِيثِهِ غَرَائِبُ يَنْفَرِدُ بِهَا لاَ يُتَابَعُ عَلَيْهَا، وَهُوَ رَجُلٌ صَالِحٌ.
 
In regards to this, Mubārakpūrī mentions in tufat al-ahwadhī [vol. 8, pg. 2623, Maktabah Nizār Mustafa al-Bāz]:
قال في التقريب: صالح بن بشير المري القاص الزاهد ضعيف من التاسعة
 
[6] قال المباركفوري في التحفة: قلت له طرق وشواهد منها: عودوا النساء فَإِنَّهَا حَقِيقَةٌ إِنْ أَطَعْتَهَا أَهْلَكَتْكَ وَخَالِفُوا النِّسَاءَ فَإِنَّ فِي خِلَافِهِنَّ الْبَرَكَةَ انْتهي
(تحفة الأحوذي، ج ٨، ص ٢٦٢٣، مكتبة نزار مصطفي الباز)
 
[7] Sahih al-Bukhari, 5885, The Book of Dress
 
[8] فَلَمَّا فَرَغَ مِنْ قَضِيَّةِ الكِتَابِ، قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِأَصْحَابِهِ: «قُومُوا فَانْحَرُوا ثُمَّ احْلِقُوا»، قَالَ: فَوَاللَّهِ مَا قَامَ مِنْهُمْ رَجُلٌ حَتَّى قَالَ ذَلِكَ ثَلاَثَ مَرَّاتٍ، فَلَمَّا لَمْ يَقُمْ مِنْهُمْ أَحَدٌ دَخَلَ عَلَى أُمِّ سَلَمَةَ، فَذَكَرَ لَهَا مَا لَقِيَ مِنَ النَّاسِ، فَقَالَتْ أُمُّ سَلَمَةَ: يَا نَبِيَّ اللَّهِ، أَتُحِبُّ ذَلِكَ، اخْرُجْ ثُمَّ لاَ تُكَلِّمْ أَحَدًا مِنْهُمْ كَلِمَةً، حَتَّى تَنْحَرَ بُدْنَكَ، وَتَدْعُوَ حَالِقَكَ فَيَحْلِقَكَ، فَخَرَجَ فَلَمْ يُكَلِّمْ أَحَدًا مِنْهُمْ حَتَّى فَعَلَ ذَلِكَ نَحَرَ بُدْنَهُ، وَدَعَا حَالِقَهُ فَحَلَقَهُ، فَلَمَّا رَأَوْا ذَلِكَ قَامُوا، فَنَحَرُوا وَجَعَلَ بَعْضُهُمْ يَحْلِقُ بَعْضًا حَتَّى كَادَ بَعْضُهُمْ يَقْتُلُ بَعْضًا غَمًّا
(صحيح البخاري، ٢٧٣١، كتاب الشروط)
 
[9] فَرَجَعَ بِهَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَرْجُفُ فُؤَادُهُ، فَدَخَلَ عَلَى خَدِيجَةَ بِنْتِ خُوَيْلِدٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، فَقَالَ: «زَمِّلُونِي زَمِّلُونِي» فَزَمَّلُوهُ حَتَّى ذَهَبَ عَنْهُ الرَّوْعُ، فَقَالَ لِخَدِيجَةَ وَأَخْبَرَهَا الخَبَرَ: «لَقَدْ خَشِيتُ عَلَى نَفْسِي» فَقَالَتْ خَدِيجَةُ: كَلَّا وَاللَّهِ مَا يُخْزِيكَ اللَّهُ أَبَدًا، إِنَّكَ لَتَصِلُ الرَّحِمَ، وَتَحْمِلُ الكَلَّ، وَتَكْسِبُ المَعْدُومَ، وَتَقْرِي الضَّيْفَ، وَتُعِينُ عَلَى نَوَائِبِ الحَقِّ، فَانْطَلَقَتْ بِهِ خَدِيجَةُ حَتَّى أَتَتْ بِهِ وَرَقَةَ بْنَ نَوْفَلِ بْنِ أَسَدِ بْنِ عَبْدِ العُزَّى ابْنَ عَمِّ خَدِيجَةَ وَكَانَ امْرَأً تَنَصَّرَ فِي الجَاهِلِيَّةِ، وَكَانَ يَكْتُبُ الكِتَابَ العِبْرَانِيَّ، فَيَكْتُبُ مِنَ الإِنْجِيلِ بِالعِبْرَانِيَّةِ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ يَكْتُبَ، وَكَانَ شَيْخًا كَبِيرًا قَدْ عَمِيَ، فَقَالَتْ لَهُ خَدِيجَةُ: يَا ابْنَ عَمِّ، اسْمَعْ مِنَ ابْنِ أَخِيكَ، فَقَالَ لَهُ وَرَقَةُ: يَا ابْنَ أَخِي مَاذَا تَرَى؟ فَأَخْبَرَهُ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ خَبَرَ مَا رَأَى، فَقَالَ لَهُ وَرَقَةُ: هَذَا النَّامُوسُ الَّذِي نَزَّلَ اللَّهُ عَلَى مُوسَى، يَا لَيْتَنِي فِيهَا جَذَعًا، لَيْتَنِي أَكُونُ حَيًّا إِذْ يُخْرِجُكَ قَوْمُكَ
(صحيح البخاري، ٣، كتاب بدء الوحي)
Ответил Биляль Мухаммад

Студент Даруль-Ифта, Нью-Джерси (США)

Проверил Ибрахим Десаи

Шейх, хафиз Корана

ПЕРЕВОД Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

Предыдущий Следующий
Мужчины и женщины: рожденные быть разными "Милость Аллаха. 2013 год". Четки небесного цвета. - 1 место

Статьи по теме

Исламские финансы Основы торговли в Исламе
Для человека является совершенно естественным, зарабатывать себе на жизнь посредством труда и поиска дохода. Всевышний Аллах ниспослал шариат, который не ограничивается только лишь поклонением, но, как всем известно, в него включены и вопросы торговли. Сейчас мы вкратце хотим рассказать вам об основ...
Семья в Исламе Комплекс домохозяина
Комплекс домохозяина заключается в том, что мужчина испытывает страх перед выполнением "женской работы". Он выражается в том, что мужчина испытывает неадекватную неприязнь и категорический отказ брать на себя какие-либо домашние обязанности. Но правильно ли это с точки зрения Ислама? Что сказал бы П...
Семья в Исламе Пусть тепло семейного очага распространится на весь мир...
Семья... Советское понятие «семья» в наши дни обозначается двумя словами на казахском языке «отбасы» и «жанұя». Оба понятия по-своему правильные. С языковой точки зрения понятие отбасы кажется правильным для вопросов очага, то есть вопросам быта и материальных проблем дома. А слово жанұя более близк...
Семья в Исламе Совет тем, кто хочет жениться: Смотрите на воспитание и менталитет!
Короткий фрагмент из познавательной лекции устаза Армана Куанышбаева о поиске и выборе супруга/супруги и семейных отношениях. В этом небольшом видео содержится 3 важных примера, и если хотите - совета, которые необходимо учитывать тем, кто хочет создать семью, и ищет, для этого, подходящую кандидату...
Общество Сирота в Исламе
В земной жизни люди проходят через различные испытания. Каждый такой экзамен должен научить нас выносливости и стойкости. Мы должны смиренно принимать дарованную Аллахом судьбу и смотреть на беды через призму терпения. Но нужно ещё войти в положение других людей, разделив их горести. Мусульманину ст...

Отзывы читателей (0)

Интересные материалы

Семья в Исламе Мифы и факты о женитьбе в Исламе
Реальность состоит в том, что совершенства в этом мире не существует, и удачная пара – это не союз двух безукоризненных «альфа» людей. Это достигается, в первую очередь, следованием указам Аллаха, искренними усилиями и тяжелой работой, вложенными в отношения ради довольства Аллаха, с целью завершени...
Для сестер Почему мать не может быть уали для своего ребенка?
Вопрос: В чем заключается логика того, что только отец или дедушка могут быть уали при замужестве девушки? Почему мать не может быть в этой роли, ведь она тоже является опекуном? ...
Для сестер Почему люди оставляют друг друга?
В 17 лет мне приснился сон. Я видела себя сидящей в мечети, и ко мне подошла маленькая девочка и спросила меня: «Почему люди оставляют друг друга?». Вопрос, казалось бы, личный, но мне было понятно, почему он был задан именно мне. ...
Для сестер В погоне за любовью
Всю свою жизнь с самого рождения я провела, бегая за творениями. Я всегда была из тех, кого можно назвать «нуждающимися». Я нуждалась в друзьях, нуждалась в людях. Всегда. И я не могла справиться с этим явным недостатком. ...
Семья в Исламе Почему я до сих пор не женат/не замужем?
Я еще не забыла то внутреннее смятение и грусть от одиночества и желание скорее создать брак в свои двадцать лет. Даже после десяти лет брака я все еще ярко помню постоянные «американские горки» эмоций и подпрыгивающее сердце при каждом обсуждении брачного вопроса....
Эссе и путевые заметки Плоды Милости. Женская умра.
Самолет уже летел высоко над облаками. Этихад оказался даже комфортнее Туркиш Эйрлайнс. Кормили вкусно, халяльно, и, помимо этого, приятно удивили наличием индивидуальных дисплеев. Можно было отслеживать полет, смотреть фильмы, развлекать детей, и… слушать Куръан....
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Зуль-хиджа 1442
Григорианский
30 июля 2021
Время намаза
Сейчас

Восход 05:35

Время до Зухр 06:53

Поздравление Верховного муфтия с Ораза айт

Айт қабыл болсын. Әумин!

Жангелді Әубәкір
13 мая 2021

Сила благодарности

Ассаломуалекйум. Хочу выразить свою благодарность за ваши проделанные работы. Я сам являюсь психоло

Санжарбек Абдужалилов
7 мая 2021

Пятничные молитвы прошли во дворах мечетей Алматы

Вы ошибаетесь. Мы предупредили о грядущем жума намазе 29 апреля на сайте, группах в whatsapp, telegr

Администратор Azankz
2 мая 2021

С 30 апреля в Алматы разрешены жума намазы

АльхамдулиЛлях! Ещё бы таравих разрешили бы.

Чел.
30 апр. 2021

9 золотых правил питания в Рамадан

Уалейкум ассалам, Нуртас! Мы сожалеем о вашей проблеме и рекомендуем задать вопрос с просьбой дать к

Администратор Azankz
29 апр. 2021
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi